МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    фильма, изъять тираж газеты иди журнала и т. д.

    Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового

    искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые

    специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового

    искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами

    авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-

    прикладного искусства, имеют двойное назначение.

    С одной стороны, они служат удовлетворению определенных материальных

    потребностей людей, а с другой — выступают как произведения искусства и

    предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения.

    Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно художественная

    сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом

    авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и

    организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его

    архитектурная часть.

    Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики

    и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры,

    рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т.п., так и собственно

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в

    виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т. д. В

    юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной

    формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не

    сами объекты, которые по ним созданы1 . Согласиться с подобным

    утверждением, конечно, нельзя. Если четко различать произведение как благо

    нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно

    признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными

    произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил

    четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в

    Российской Федерации», где подчеркивается, что объектами авторского права

    на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и

    разработанная на его основе документация для строительства, а также

    архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты

    благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

    Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует

    также четко различать авторские права их создателей и права по владению,

    пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными

    объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору

    архитектурного произведения его полную неприкосновенность, так как владелец

    здания в случае необходимости может вносить в него изменения и переделывать

    его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при

    соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной

    деятельности в Российской Федерации», в частности, под контролем органа

    архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное

    задание.

    Произведения хореографии и пантомимы. Хотя произведения хореографии и

    пантомимы издавна признавались советским законодательством самостоятельными

    объектами авторского права, до самого последнего времени непременным

    условием их охраны было наличие письменных или зафиксированных иным

    способом указаний относительно их постановки. В юридической литературе даже

    встречались утверждения, что объектом охраны в данном случае является не

    постановка танца как таковая, а литературное произведение, имеющее целью

    осуществить постановку на сцене2 . Однако, по мнению большинства ученых,

    объектом авторского права являлось все-таки само хореографическое

    произведение.

    Современные технические средства позволяют зафиксировать хореографическое

    произведение или пантомиму значительно более детально, чем любые самые

    подробные письменные указания постановщика. Однако и без фиксации

    хореографических произведений на каком-либо материальном носителе многие из

    них нередко могут быть весьма точно воспроизведены, что делает актуальной

    задачу их охраны с момента обнародования. Такую охрану закон им

    гарантирует, но при условии, что создатели хореографических произведений

    сумеют доказать свои авторские права на публично исполненные, но нигде не

    зафиксированные произведения.

    Картографические произведения. К числу картографических произведений

    относятся географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и

    пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим

    наукам. Основной вопрос, который возникает применительно к охране такого

    рода произведений, состоит в том, являются ли они результатом творческой

    деятельности. Дать однозначный ответ на данный вопрос вряд ли возможно.

    Безусловно, не всякая карта иди план могут быть безоговорочно отнесены к

    объектам авторского права. Ими, в частности, вряд ли можно признать такую

    карту или план, которые составлены исключительно с помощью технических

    средств, например путем аэрокосмической съемки, результаты которой

    обработаны компьютером.

    Сборники и другие составные произведения. Особым объектом авторского

    права признаются по российскому законодательству сборники и другие

    составные произведения, которые создаются путем творческого соединения в

    единое целое произведений, автором которых составитель не является. Суть

    творческой деятельности составителя заключается в том, что он

    самостоятельно отбирает необходимый материал, располагает его по

    оригинальной системе и зачастую подвергает его обработке, например,

    адаптирует древний текст к современным требованиям, снабжает его

    комментарием, отсылками, предметным и именным указателями и т.п.

    Разумеется, простая техническая работа, например подготовка сборника

    нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, творческой

    деятельностью не признается и авторско-правовой охраной не пользуется.

    Вполне понятно, что авторское право составителя распространяется именно

    на сборник как таковой, но никак не на произведения, включенные в сборник.

    Поскольку произведением является лишь сама система расположения материала

    или его обработка, это не препятствует другим лицам подвергнуть тот же

    материал иной систематизации и обработке и тем самым создать новое

    произведение.

    Правовой режим сборника имеет и такой объект авторского права, как база

    данных, под которой понимается объективная форма представления и

    организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.),

    систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и

    обработаны с помощью ЭВМ. Как и во всяком сборнике, результат творческой

    деятельности здесь выражается в особом подборе и организации данных,

    независимо от того, являются ли сами эти данные объектами авторского права.

    Обнародованные (опубликованные) и необнародованные (неопубликованные)

    произведения. Важнейшее значение имеет деление произведений на

    обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не

    совпадающее с ним — на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся,

    что авторским правом охраняются и те и другие произведения, что специально

    подчеркивается в ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

    Однако если необнародованные произведения охраняются законом без каких-либо

    изъятий, обнародованные произведения в некоторых прямо предусмотренных в

    законе случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без

    согласия автора и даже вопреки его возражениям. Аналогичные различия

    существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями. В силу

    этого понятия «обнародование» и «опубликование» играют в авторском праве

    России весьма значительную роль.

    Понятие «обнародование» характеризуется следующими основными моментами.

    Во-первых, в какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает

    собой действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего

    сведения. В этой связи обнародовать произведение, по общему правилу, можно

    лишь один раз, если только автор не воспользуется своим правом на отзыв уже

    обнародованного произведения (ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и

    смежных правах»), а затем вновь сделает свое произведение доступным для

    публики.

    Во-вторых, доведение произведения до сведения третьих лиц лишь тогда

    приобретает юридическое значение обнародования, когда это сделано с

    согласия автора или его правопреемников.

    Если произведение обнародовано помимо его воли, оно с юридической точки

    зрения сохраняет режим необнародованного. На этом основании автор вправе

    воспрепятствовать свободному использованию произведения, когда закон это

    допускает; он может потребовать изъятия экземпляров произведения из

    обращения, может обязать нарушителя опубликовать в печати сообщение о

    нарушении его прав и т. п.

    В-третьих, обнародование произведения может быть осуществлено с помощью

    любых действий, которые делают произведение доступным для публики, в том

    числе путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения,

    передачи в эфир или иным способом. По смыслу закона для обнародования

    вполне достаточно одного экземпляра произведения.

    В-четвертых, закон не связывает указанные выше способы доведения

    произведения до сведения третьих лиц с взиманием платы за это.

    Обнародованием будет считаться, например, как бесплатная демонстрация

    произведения, так и платный его показ. Кроме того, закон не требует, чтобы

    произведение было непременно фактически доведено до сведения третьих лиц;

    важно лишь, что для знакомства с произведением была создана реальная

    возможность. Например, диссертация на соискание ученой степени, которая в

    соответствии с установленными требованиями помещается в библиотеке по

    крайней мере за месяц до защиты, будет считаться обнародованной, даже если

    никто, кроме официальных оппонентов, с ней фактически не ознакомился.

    В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с

    произведением для неопределенного круга лиц. В данном случае

    предполагается, что в принципе каждый желающий может ознакомиться с

    произведением.

    В-шестых, обнародование, даже если оно осуществлено самим автором или с

    его согласия, может быть аннулировано автором путем отзыва произведения. В

    этом случае произведение вновь приобретает режим необнародованного со всеми

    вытекающими отсюда последствиями.

    В отличие от обнародования опубликование связывается российским

    законодательством лишь с такими действиями, которые означают выпуск • в

    обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об

    изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в

    любой материальной форме. При этом указанные действия должны быть также,

    как и действия по обнародованию, совершены с согласия автора произведения,

    а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для

    удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера

    произведения.

    По прямому указанию конвенции опубликованием считается выпуск только

    таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или

    зрительского восприятия. В частности, не признается опубликованием согласно

    Всемирной конвенции выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей

    литературных, музыкальных и любых иных произведений, так как они

    предназначены для слухового восприятия. Российский авторский закон подобных

    ограничений не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых

    экземпляров произведения, независимо от того, в какой конкретной

    материальной форме они выражены и в какой форме воспринимаются публикой.

    Налицо явное расхождение между положениями, закрепленными международным

    договором и внутренним законодательством.

    Если учесть, что определение «выпуск в свет» сформулировано в конвенции

    как вполне завершенное, т. е. не делающее отсылку к внутреннему

    законодательству каждой страны, участвующей в конвенции, а четко определено

    самой конвенцией, то оно и должно применяться судами и иными

    правоприменительными органами России. Иное решение вопроса не согласуется с

    принципами правового государства, о желании создать которое так много

    говорится в России в последние годы.

    Произведения оригинальные и производные. Широкое применение как в

    российском законодательстве, так и в доктрине авторского права находит

    подразделение охраняемых законом произведений на оригинальные

    (самостоятельные) и производные (зависимые).

    Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые

    элементы которого созданы самим автором. Напомним, что в соответствии с

    современной доктриной российского авторского права охраняемыми элементами

    признаются его язык (внешняя форма) и система образов (внутренняя форма).

    Содержание произведения вне связи с формой законом не охраняется. Поэтому

    произведение, которое заимствует элементы содержания другого произведения

    (тема, сюжетное ядро, материал и т.д.), но имеет новую форму (внешнюю и

    внутреннюю), признается оригинальным. Например, самостоятельным трудом

    является картина художника Ю, Непринцева «Отдых после боя», хотя

    общепризнана ее тесная связь с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин».

    Закон, однако, признает объектом авторского права и так называемые

    производные, или зависимые, произведения, при создании которых частично

    заимствуются охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием

    для предоставления им охраны является требование творческой

    самостоятельности по сравнению с оригиналом.

    Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое

    произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения,

    подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

    К числу производных произведений относятся переработки, например,

    переделка повествовательных произведений в драматические, сценарные, или

    наоборот, переводы на другой язык, аранжировки и оркестровки,

    воспроизведение произведений живописи средствами ваяния, аннотации,

    рефераты, резюме, обзоры и т. п.

    Служебные и неслужебные произведения. Большое практическое влияние на

    объем авторских правомочии и режим использования произведения оказывает

    признание его служебным. Понятие «служебные произведения» закон не

    раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения

    служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона

    РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Юридическая наука и судебная

    практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в

    известные рамки. В частности, отмечается, что произведение может считаться

    созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда

    содержанием такого задания является именно создание произведения. Если

    содержание служебного задания заключалось, например, в создании технической

    разработки без оформления ее результата в виде произведения — объекта

    авторского права — оно не может считаться созданным в порядке служебного

    задания1 .

    Нередко признаком служебных произведений является отнесение их к плановым

    работам соответствующих научно-исследовательских учреждений и высших

    учебных заведений.

    Наряду с плановыми работами служебными обычно признаются произведения,

    создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными

    сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных

    организаций и т. д. Если же произведение штатного сотрудника не связано

    непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.

    Основные особенности правового режима служебных произведений заключаются

    в следующем. Во-первых, российское авторское законодательство исходит из

    того принципиального положения, что авторское право на него принадлежит его

    автору.

    Авторское право России исключает здесь правопреемство работодателя и

    сохраняет все основные авторские правомочия за непосредственным создателем.

    Однако правомочия автора не носят неограниченного характера. Учитывается,

    что работодатель поручал автору создать произведение для того, чтобы оно

    могло быть использовано для определенных целей. Поэтому хотя за автором в

    соответствии с господствующей доктриной сохраняется возможность решать

    вопрос о готовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан

    дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение

    трудовых обязанностей. Точно так же автор не может воспрепятствовать тому,

    чтобы на титульном листе или в выходных данных были указаны наименование

    или официальный символ организации, в рамках которой создано произведение.

    Во-вторых, создание произведения по заданию работодателя самым

    существенным образом влияет на режим его использования. Согласно п. 2 ст.

    14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», исключительные права на

    использование служебного произведения принадлежат лицу, , с которым автор

    состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и

    автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без

    согласия работодателя передать созданное им произведение для использования

    другим лицам. Напротив, работодатель может как использовать такое

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.