МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий,

    препятствующих их нормальному осуществлению.

    Признание права как средство его защиты по самой своей сути мажет быть

    реализовано лишь в юрисдикционном порядке, но не путем совершения истцом

    каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о

    признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен

    официально подтвердить наличие или отсутствие у истца данного права. В

    большинстве случаев требование о признании авторского права является

    необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных законом способов

    защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным

    использованием произведения, истец должен доказать, что он обладает

    авторским правом на это произведение.

    б) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Данный

    способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или

    смежное право в результате правонарушения не прекращает своего

    существования и может быть реально восстановлено путем устранения

    последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе

    подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его

    использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может

    потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

    В тех случаях, когда произведение уже обнародовано и стало известно

    неопределенному кругу лиц, восстановить нарушенные авторские права в полном

    объеме уже практически невозможно. Для защиты своих нарушенных интересов и

    частичного восстановления прав автор может потребовать публикации сведений

    о допущенном нарушении.

    Восстановление нарушенных прав автора может быть достигнуто и иными

    способами, удовлетворяющими интересы потерпевшего.

    в) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его

    нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в

    сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или

    иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного

    использования произведения его автор может потребовать как запрещения его

    дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в

    связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в

    том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время

    или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения

    использования отрывков из его произведения «В августе сорок четвертого» для

    чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались

    произвольно взятые из произведения фрагмента детективного плана, не

    связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной

    направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было

    запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады1 .

    Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой

    сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение

    дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода

    или переработки и др.

    г) Принуждение к исполнению обязанности в натуре. Принуждение к

    исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным

    исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав

    характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен

    реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу

    обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно

    противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что

    интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой

    заменой.

    Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно

    либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть

    заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

    В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения

    обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров

    произведения; собственник произведения изобразительного искусства,

    препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может

    быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их

    реализации и т. п.

    д) Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата

    компенсации. В данном случае имущественный интерес потерпевшего

    удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных

    потерь. При этом такая 5 компенсация может быть либо прямо увязана с

    размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь

    косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно

    независима от него (выплата компенсации).

    В соответствии с п. 1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных

    правах» основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба

    является возмещение убытков. Под убытками разумеются расходы, произведенные

    лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества

    (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы

    при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная

    выгода). В рассматриваемой области в соответствии с общим правилом убытки

    возмещаются в полном объеме.

    Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду,

    является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения

    принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между

    нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного

    условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав

    предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

    Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в

    части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, Закон РФ «Об авторском

    праве и смежных правах» предоставляет потерпевшим возможность

    компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми

    способами.

    Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход,

    полученный им вследствие нарушения авторских и смежных прав. Нетрудно

    заметить, что в данном случае ответственность нарушителя существенно

    повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не о

    полученной им прибыли.

    Во-вторых, обладатели нарушенных авторских иди смежных прав могут

    поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер

    компенсации определяется по усмотрению суда или арбитражного суда на

    основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров

    оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ.1

    Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода иди

    компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе

    требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального

    вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК

    РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой

    сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом,

    независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

    е) Прекращение или изменение правоотношения. Данный способ защиты

    субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в

    рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находит достаточно

    широкое применение.

    Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке,

    так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения,

    но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим.

    Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений

    была прямо предусмотрена законом или договором.

    Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает

    (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений на

    будущее время. Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано

    недействительным с самого начала. Например, если при заключении авторского

    договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный

    договор признается недействительным с момента его заключения.

    ж) Признание недействительным не соответствующего законодательству

    ненормативного акта органа государственного управления или местного органа

    государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо,

    авторские или смежные права которых нарушены изданием указанного

    административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный

    суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет.

    Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить

    гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий

    подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его

    соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят

    не уполномоченным на то органом.

    Требование о признании административного акта недействительным может

    сочетаться с другими мерами защиты, например требованием о возмещении

    убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта

    авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта

    как препятствия в реализации права.

    Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Объектом

    данного преступления являются не все охраняемые законом авторские и смежные

    с ними права, а лишь право авторства, а также право на использование, т.е.

    вся совокупность принадлежащих обладателям авторских и смежных прав

    правомочий имущественного характера. Нарушение иных прав авторов, в

    частности, права на имя, права на обнародование, право на защиту репутации

    и т. д., уголовно наказуемого деяния не образуют.

    Объективная сторона рассматриваемого преступления может состоять из

    одного или нескольких действий, подпадающих под ст. 146 УК РФ, а именно

    заключаться: а) в присвоении авторства на произведение (исполнение,

    постановку), т. е. в выдаче чужого результата творческого труда за

    собственный; б) в совершении любого действия, связанного с незаконным

    использованием произведения или объекта смежных прав, т. е. их незаконное

    воспроизведение, распространение, передача в эфир и т. д. Состав данного

    преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совершения

    указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного

    преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного

    ущерба преступление считается совершенным.

    Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ,

    характеризуется прямым умыслом. Это означает, что лицо не только сознает,

    что, например, совершает плагиат или незаконно использует чужое

    произведение, но и желает этого.

    Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут

    лица, достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом в размере

    от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере

    заработной платы иди иного дохода осужденного за период от двух до четырех

    месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот

    сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Те же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по

    предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в

    размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в

    размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех

    до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо

    лишением свободы на срок до пяти лет.

    Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет

    ряд важных процессуальных особенностей.

    Прежде всего они являются делами так называемого частного обвинения, т.

    е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего.

    Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае

    примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел

    частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке,

    т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится

    органами прокуратуры.

    В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских

    прав реализуются на практике крайне редко.

    Охрана произведений российских авторов за рубежом. Важной особенностью

    авторских прав является их строго территориальный характер. Иными словами,

    по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается

    территорией того государства, где это произведение было создано.

    Для того чтобы произведение, охраняемое на территории одного государства,

    получило охрану на территории другого государства, необходимо, чтобы между

    этими государствами был заключен соответствующий двусторонний договор или

    чтобы оба эти государства были участниками многостороннего соглашения о

    взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос,

    который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских

    авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и

    иностранное государство, на территории которого будет использоваться

    произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

    Если произведения российских авторов на территории соответствующего

    иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения

    авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором.

    Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его

    контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно

    использовать произведение, если только авторское законодательство

    соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения

    произведений.

    Когда права российских авторов признаются на территории иностранного

    государства, необходимо учитывать, что объем субъективных прав авторов

    определяется не российским законодательством, а законами данного

    иностранного государства и правилами международных договоров. Поэтому,

    например, российские авторы на территории других государств могут

    пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.

    Так, в соответствии ( с авторским законодательством Испании срок охраны

    произведений составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти,

    однако произведения российских авторов будут охраняться лишь в течение

    жизни авторов и 50 лет после их смерти.

    Участие России в международных соглашениях по охране авторских и смежных

    прав. Наилучшее условие для обеспечения охраны прав отечественных авторов

    за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны

    авторских прав. Как уже указывалось в параграфе 2 главы 2, Российская

    Федерация с настоящее время участвует почти во всех основных международных

    конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об

    охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. (с 13

    марта 1995 г.), во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952

    г.—с 27 мая 1973 г., и редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.), в Конвенции

    1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного

    воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974

    г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через

    спутники (с 13 ноября 1988 г.). Вопрос о присоединении России к

    Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей,

    производителей фонограмм и организаций вещания продолжает изучаться, хотя

    принципиальная готовность РФ подписать эту конвенцию неоднократно

    подтверждалась руководством страны.

    Следует отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовых

    гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, практически

    совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не

    вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литературе1 ,

    укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской конвенции и

    ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции произошли одновременно, их

    правила распространяются на разный круг произведений российских авторов.

    Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 г. об

    охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их

    фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г.

    Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в

    Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через

    спутники, является обязанность «принимать соответствующие меры по

    предотвращению распространения на своей или со своей территории любого

    несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого

    сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается

    (пункт (1) ст. 2). При этом государства-участники свободны в выборе

    способов исполнения принятого на себя обязательства.1

    Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья

    обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.