МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с

    возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за

    Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских

    стран и в США.

    Оценивая значение этих первых законов, следует отметить, что основной их

    целью было ограждение интересов издателей и промышленников. Как правило,

    именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты

    творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.

    Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил

    наибольшее распространение в XIX веке. Авторские и патентные законы

    большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права

    создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо

    относили их к движимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская

    конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает

    оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны

    промышленных прав. Традиция проприетарного подхода к авторскому и

    патентному праву достаточно сильна и в настоящее время. Термин

    «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве, в

    научной литературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была

    подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной

    собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются

    права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в

    производственной, научной и художественной областях.

    Однако, как уже отмечалось, несмотря на свое широкое распространение,

    понятие интеллектуальной собственности практически сразу же с момента

    своего появления подверглось критике со стороны многих ученых. Противники

    данного понятия обычно указывали и продолжают подчеркивать в настоящее

    время, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и

    нематериальных объектов, каковыми являются по своей сути авторские

    произведения и различные технические новшества; что в отличие от права

    собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо

    территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их

    правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве; что

    авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовых

    средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права

    собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с

    личностью его создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые

    замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности стали

    подчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода,

    которая требует специального регулирования в виду ее нематериального

    характера2 , из-за того, что объектами права собственности владельцев

    патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые

    и бестелесные вещи3 .

    Свое логическое завершение подобный подход нашел в теории

    интеллектуальных прав, в соответствии с которой права авторов,

    изобретателей, патентообладателей и т.д. должны быть признаны правами sui

    generis, т.е. правами особого рода, находящимися вне классического деления

    гражданских прав на вещные, обязательные и личные. Теория особых

    интеллектуальных прав, многие сторонники которой вообще выступают против

    использования термина «интеллектуальная собственность», является в наши дни

    одной из наиболее распространенных.

    В этой связи небезынтересно проследить за тем, как менялось отношение к

    понятию интеллектуальной собственности в отечественном законодательстве и в

    юридической науке. Российское законодательство XIX века прямо относило

    права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и

    т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов

    раскрывалось в примечании к ст. 420 т. Х ч. 1 Свода законов Российской

    Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки

    подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались

    также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов

    об охране прав на творческие результаты, которые разрабатывались в России в

    конце XIX — начале XX веков1 . Однако уже тогда такой подход был отвергнут,

    так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в

    законодательстве более точного термина «исключительные права»2. Понятия

    литературной и промышленной собственности практически перестали применяться

    для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав, а если и

    использовались, то в основном в качестве объекта для критики. Отношение к

    понятию интеллектуальной собственности в советский период развития

    российского законодательства было однозначно отрицательным. Помимо ссылок

    на его неточность, большинство авторов подчеркивали еще и буржуазную,

    эксплуататорскую сущность данного понятия. Единственное исключение в этом

    плане составляли нормы авторского права, которые были сосредоточены в

    специальном законе, а с середины 60-х годов — в особом разделе Гражданского

    кодекса РСФСР 1964г.

    Впервые после длительного перерыва термин «интеллектуальная

    собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта

    1990 г.3 В ст. 2 данного закона, посвященной законодательству о

    собственности, было указано, что «отношения по созданию и использованию

    изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других

    объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным

    законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик». Принятый

    вскоре Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.4 наряду

    с повторением в п. 4 ст. 1, в сущности, той же мысли, в ч. 2 п. 4 ст. 2

    дополнительно разъяснял, что «объектами интеллектуальной собственности

    являются произведения науки, литературы, искусства и других видов

    творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия,

    изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы,

    программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые

    секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания».

    Оставляя в стороне вопросы об уместности помещения данной нормы в Законе о

    собственности и корректности перечня названных в ней объектов правовой

    охраны, отметим лишь, что с самого начала и союзное, и российское

    законодательство исходили из того, что интеллектуальная собственность на

    результаты творческой деятельности и иные приравненные к ним объекты, с

    одной стороны, и собственность на имущество, с другой стороны, являются

    хотя и близкими, но разными правовыми институтами5 .

    Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991

    г. хотя и включали в свой состав два специальных раздела, посвященные

    авторскому праву и праву на изобретение и другие результаты творчества,

    используемые в производстве, понятием интеллектуальной собственности не

    оперировали.

    Однако ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства

    на территории Российской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие

    интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот, т.е.

    широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на

    юридические темы. Правда, из принятых в 1992—1993 гг. законов об охране

    результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый

    результат, да и то в условном, собирательном смысле, говорилось лишь в

    одном из них, а именно в Патентном законе РФ.

    Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой

    Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя статья 44 Конституции РФ,

    посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического

    и других видов творчества, и не раскрывает содержание данного понятия, но

    подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

    ( 2. Виды объектов интеллектуальной собственности по российскому

    законодательству.

    Как уже отмечалось, новый ГК РФ, который также оперирует данным

    понятием, раскрывает в общем виде его содержание в ст. 138. Анализ

    указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под

    интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимается не

    что иное, как совокупность исключительных прав на результаты

    интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним

    объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского

    оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечня конкретных

    объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальной

    собственности, кодекс не содержит. Однако из ст. 138 ГК РФ однозначно

    следует, что соответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной

    деятельности и других приравненных к ним объектов обеспечивается лишь «в

    случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами».

    Это означает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальной

    деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуется

    прямое указание закона.

    Подобный подход на сегодняшний день представляется оправданным,

    поскольку, во-первых, в настоящее время еще отсутствуют реальные

    возможности для обеспечения правовой охраны любых интеллектуальных

    достижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд

    ли целесообразно по чисто практическим соображениям. Так, не вызывает

    сомнений правомерность постановки вопроса о введении правовой охраны

    научных идей, гипотез, теорий и иных подобных научных результатов1 .

    Проблема, однако, состоит в том, как создать соответствующий правовой

    механизм, не прибегая к коренной ломке сложившихся правовых институтов и не

    ставя препятствий для развития научно-технического прогресса. Пока попытки

    отдельных ученых и законодателей решить эту проблему какими-либо

    значительными успехами не увенчались. Примером объекта, охрана которого

    вполне может быть обеспечена в традиционных законодательных рамках, но вряд

    ли целесообразна на современном этапе, может служить видеозапись. В

    принципиальном плане видеозаписи ничем не отличаются от звукозаписей,

    охраняемых в качестве одного из объектов смежных прав, и с теоретической

    точки зрения, безусловно, должны быть причислены к числу объектов

    интеллектуальной собственности. Однако в настоящее время в большинстве

    стран, предусматривающих охрану смежных прав, видеозаписи объектами смежных

    прав не признаются. Не обеспечивается их охрана и Международной конвенцией

    об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и

    вещательных организаций. В этих условиях введение в российское

    законодательство специальной охраны видеозаписей1 представляется

    нецелесообразным, тем более с учетом того, что на них распространяются

    общие нормы авторского права.

    Отсутствие в ГК РФ указания на конкретные виды охраняемых объектов

    интеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятия

    соответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить

    к их числу те или иные результаты интеллектуальной деятельности, т.е. более

    оперативно и не меняя самого ГК РФ решать все эти вопросы. Как показывает

    мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и виды охраняемых

    результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяются. Так,

    только за последние пять лет круг охраняемых в Российской Федерации

    объектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями,

    наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных

    микросхем, программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой

    тайной, объектами смежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной

    деятельности, как открытия и рационализаторские предложения, лишились

    практической охраны, хотя вопрос о них в законодательном плане до сих пор

    пока окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектов

    интеллектуальной собственности не находится в застывшем состоянии, а,

    напротив, постоянно уточняется и конкретизируется.

    ( 3. Понятие и виды интеллектуальной собственности в зарубежном

    законодательстве.

    Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя обойти

    вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными

    соглашениями, тем более, что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в

    которых участвует Российская Федерация, являются составной частью

    российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие

    интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции,

    учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14

    июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает

    права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям;

    исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным

    передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным

    открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания,

    фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против

    недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к

    интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и

    художественной областях.

    Нетрудно заметить, что в названной конвенции, как и в ГК РФ, термин

    «интеллектуальная собственность» используется в собирательном смысле,

    обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые

    приравненные к ним объекты. Содержащийся в конвенции перечень конкретных

    видов исключительных прав носит примерный характер и может быть легко

    дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным

    является и то обстоятельство, что на членов ВОИС не налагается

    обязательство обеспечить в своих странах охрану всех перечисленных в

    конвенции прав и они сами определяют круг охраняемых объектов

    интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком сильном желании в

    приведенном выше определении трудно усмотреть какую-либо связь (кроме чисто

    терминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и права

    собственности в его традиционном смысле.

    Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное

    российское законодательство, и международные соглашения понимают под

    интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как

    личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в

    первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные

    приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается

    законодательством соответствующей страны с учетом принятых его

    международных обязательств. В настоящее время термин «интеллектуальная

    собственность» лишь в историческом плане связан с теорией интеллектуальной

    собственности конца XVIII — начала XIX веков и не таит в себе никакой

    реальной опасности в части введения в заблуждение относительно юридической

    природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется. Поэтому

    для его применения и в законодательстве, и в юридической литературе нет

    никаких серьезных противопоказаний.

    ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

    СОБСТВЕННОСТИ.

    ( 1. Особенности правового регулирования авторского права.

    Как уже неоднократно отмечалось, понятие «интеллектуальная собственность»

    является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и

    в юридической литературе понятиям, как «литературная и художественная

    собственность». Последнее обозначает, соответственно, авторское право,

    действие которого распространяется также как результаты научного творчества

    («научная собственность»).

    Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и

    использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское

    право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и

    кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который

    в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух

    указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и

    осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также

    урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

    В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в

    юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны,

    авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений

    науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует

    созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое

    признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за

    авторами прав на использование созданных ими произведений и получение

    доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается

    создание условий для широкого использования произведений в интересах

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.