МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    произведение в своих собственных интересах, так и выдавать разрешения на

    его использование третьим лицам.

    Напомним, что ранее работодатель автоматически приобретал право на

    использование служебного произведения лишь способом, обусловленным целью

    служебного задания и в вытекающих из него пределах. Например, киностудия

    могла использовать созданные по ее заданию костюмы и декорации для

    постановки фильма, но чтобы использовать их для издания альбома

    репродукций, она должна была получить на это особое разрешение автора.

    Кроме того, принятые в 1991 г. Основы гражданского законодательства

    ограничили права работодателя на использование произведения 3 годами с

    момента представления произведения (ст. 140). Наконец, сам автор не лишался

    возможности использовать свою работу способами, не обусловленными целью

    служебного задания. Например, штатный дизайнер, по эскизам которого

    работодатель выпускал произведение ДПИ, мог заключить договор на издание

    своих работ, если только запрет на такие действия не содержался в его

    договоре с работодателем.

    В-третьих, особым образом решается вопрос о вознаграждении за

    использование служебных произведений. В новом авторском законе указывается,

    что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного

    произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором

    и работодателем (п. 2 ст. 14).

    Но если между сторонами возникает по этому поводу спор и они не могут

    прийти к соглашению, автор может добиваться защиты своих прав в судебном

    порядке. Причем автор вправе претендовать на получение особого

    вознаграждения за каждый вид использования своего произведения.

    В-четвертых, российское авторское право исходит из того, что отношения

    между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных

    обязанностей или служебного задания работодателя, и их работодателями

    регламентируются заключенным между ними трудовым договором или контрактом.

    На отношения между работником и работодателем не распространяются те

    требования, которые предъявляются законом к авторским договорам, в

    частности правило о том, что предметом договора не могут быть права на

    использование произведений, которые автор может создать в будущем (п. 5 ст.

    31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

    В-пятых, применительно к созданным в порядке выполнения служебных

    обязанностей или служебного задании работодателя энциклопедиям,

    энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам

    научных трудов, газетам, журналам и другим периодическим изданиям закон

    устанавливает более жесткий правовой режим по сравнению с другими

    служебными произведениями. В данном случае действует правило, установленное

    ч. 1 п. 2 ст. II Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в

    соответствии с которым издателям указанных изданий принадлежат

    исключительные права на использование таких изданий.

    Предполагается, что их творческий труд, оплата которого обычно увязана с

    количеством переданного ими газете материала, уже полностью оплачен

    газетой, и последняя приобрела исключительное право на использование этого

    материала.

    Любой автор, в том числе и находящийся в штате работодателя, который

    передал свое произведение для использования в газете, журнале,

    продолжающемся сборнике и т.п., не лишается права использовать свое

    произведение в иной форме и иным способом, которые не совпадают с формой и

    способом использования его произведения издателем газеты, журнала и другого

    периодического иди продолжающегося издания. Например, штатный журналист

    газеты имеет право издать опубликованные им в газете материалы в виде

    отдельной книги или переработать свою статью в произведение другого жанра;

    ученый, опубликовавший свое произведение в продолжающемся научном сборнике

    вуза, в котором он работает, может включить его в качестве составной части

    в свою монографию, и т. п. Данное понимание закона полностью согласуется с

    давно сложившейся в России практикой.

    Нередки случаи, когда только часть произведения создается в порядке

    выполнения служебного задания. В подобной ситуации его правовой режим

    признается смешанным, а его авторы имеют неодинаковые права. Например, по

    делу, рассмотренному в 1984 г. одним из судов г. Москвы, было установлено,

    что истец принимал участие в подготовке коллективной работы, представленной

    издательству «Наука» в качестве плановой работы от Института истории АН

    СССР. Истец не был работником этого института, в своей организации

    подготовка данной работы ему не поручалась, о чем он представил

    соответствующие документы. Ответчик — издательство «Наука» — возражал

    против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что книга выпущена небольшим

    тиражом и потому является для издательства убыточной, а также на то, что

    она была заявлена Институтом истории АН СССР как плановая работа. Суд

    отклонил все доводы ответчика, указав, что закон предусматривает

    исчерпывающий перечень оснований для безгонорарного использования

    произведений. Работа, представленная истцом, не являлась плановой и потому

    должна быть оплачена по утвержденным ставкам1 .

    4. Субъекты авторского права

    Авторы произведений. Субъектами авторского права являются лица, которым

    принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно

    российскому законодательству, обладателями субъективных авторских прав

    могут быть российские граждане и иностранцы, их наследники, иные

    правопреемники, а также Российское государство в целом. Права на

    произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными

    юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по

    наследству, авторскому договору и т. д.

    Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений

    науки, литературы и искусства. Авторами признаются лица, творческим трудом

    которых создано произведение.

    Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только

    достигнутый творческий результат облекается в объективную форму,

    обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения,

    обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным

    или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не влияют на признание лица

    автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для

    признания лица автором от него не требуется выполнения каких-либо

    формальностей, чьего-либо согласия или какого-либо соглашения.

    Авторами признаются не только творцы оригинальных произведений, но и

    создатели производных (зависимых) произведений, в частности переводов,

    переработок, копий произведений изобразительного искусства и т.д. При этом

    для возникновения авторского права на производное произведение не имеет

    значения, охраняется ли законом первоначальное произведение. Разумеется,

    если первоначальное произведение законом охраняется, должно быть получено

    согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для

    использования созданного на его основе производного произведения. Такое

    согласие может быть и не дано, однако это будет препятствовать лишь

    использованию произведения.

    Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права

    авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на

    практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской

    правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния

    здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в

    конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль

    такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства,

    т. е. действие фактического характера, а не сделка.

    Носителями авторских прав в отношении созданных ими произведений

    являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.

    По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолетних и

    недееспособных. За малолетних, т. е. за лиц, не достигших 14 лет, а также

    полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители

    или опекуны как их законные представители (ст. 28 ГК). В частности, именно

    родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры,

    выступают в защиту их прав в случае правонарушения и т. д. Это, однако, не

    означает, что родители принимают на себя какие-либо обязанности по этим

    договорам и несут ответственность за их исполнение. Стороной по договору

    является сам малолетний, а родители (опекуны) лишь выступают от его имени.

    Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или

    наркотическим средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение

    и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять

    свои авторские права лишь с согласия назначенных им попечителей (ст. 30

    ГК).

    Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе

    с ним и в его интересах.

    Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют

    свои авторские права совершенно самостоятельно (ст. 26 ГК).

    Наличие такого отступления вполне оправданно, так как в данном возрасте

    можно предполагать достаточную зрелость несовершеннолетних для разумного

    распоряжения достигнутыми ими творческими результатами.

    Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения

    науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают

    юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей

    произведений, их возможность был. носителями авторских прав не вызывает

    никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные

    авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение

    создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право

    может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т.д. Во всех этих

    случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского

    права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к

    юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

    По мнению ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может

    стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что

    творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло

    юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения

    является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую

    творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством

    конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь Говорить об

    организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной

    базы для творчества физических лиц и т.д., однако указанные действия не

    являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального

    авторского права1 .

    Субъектами авторского права признаются но только граждане России, но и

    иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения

    российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или

    нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных

    авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего

    признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения,

    которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но

    находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст. 5

    Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое

    положение иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового

    положения российских авторов. Указанное правило выражает территориальный

    принцип, известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный

    важнейшими международными конвенциями.

    Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в

    объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется

    в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной

    конвенции об авторском праве на территории России охраняются все

    произведения граждан стран — участниц Всемирной конвенции, а также любые

    произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы

    они вышли в свет после 27 июля 1973 г. — даты присоединения СССР к

    Всемирной конвенции.

    Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее

    советскому авторскому законодательству неизвестное, в соответствии с

    которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30

    дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на

    территории РФ.

    Соавторство. Авторское право на произведение, созданное совместным трудом

    двух и более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо

    от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит

    из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10

    Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Возникновение соавторства

    доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся

    из действующего законодательства. Прежде всего о соавторстве можно говорить

    лишь в том случае, если в результате совместных усилий нескольких лиц

    создано единое коллективное произведение.

    Если изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные

    достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к

    нему не составляют в своей совокупности единого произведения, то писатель и

    художник не выступают в данном случае как соавторы.

    Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание

    произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под

    совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс

    труда, а совместно достигнутый результат.

    Важно не то, как, в какой форме трудились над произведением его

    создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

    Отсутствует совместная творческая работа над произведением и в ряде

    других случаев, когда одно лицо в силу своих служебных обязанностей или по

    другим основаниям оказывает помощь создателю произведения, но результаты

    его труда не находят прямого отражения в произведении. Так, никто не ставит

    под сомнение необходимость, полезность и даже творческий характер труда

    редактора. Однако если редактор не выходит за пределы своих обязанностей,

    он не может претендовать на соавторство.

    Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц,

    претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Верховный

    Суд неоднократно указывал, что «не дает оснований для признания соавторства

    оказание автору или соавторам технической помощи (подбор материалов,

    вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)»1 .

    Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения

    является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под

    соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное

    на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено

    в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,

    предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,

    если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения

    творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не

    нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

    Говоря о соглашении как условии возникновения соавторства, следует

    отметить, что ни в прежнем законодательстве, ни в Законе РФ «Об авторском

    праве и смежных правах» такое требование не зафиксировано. Необходимость

    соглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановлении

    от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при

    рассмотрении споров, возникших из авторских правоотношений"2 . Верховный

    Суд указал, что по смыслу закона «соавторство двух или более лиц на

    произведение науки, литературы и искусства : возникает в случаях, когда

    каждый из них по взаимному согласию внес в это произведение свой творческий

    вклад.

    Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам

    сообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и

    характера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные

    (п. 1 ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), что

    соответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторов

    как неделимое право3 .

    Из этого вытекает важный практический вывод. Вопрос об использовании

    коллективного произведения решается во всех случаях всеми соавторами

    сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы

    не могут достигнуть в этом вопросе согласия, он передается на разрешение

    суда.

    В случае, если между соавторами никакого особого соглашения о порядке

    использования произведения не заключалось, все права осуществляются по

    взаимному согласию. В частности, предполагается, что соавторы имеют равные

    права на вознаграждение, их имена указываются в алфавитном порядке и т. п.

    Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из

    соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить

    использование произведения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.