МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

    Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с

    созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной

    демонстрации.

    Прекращение авторского договора. Прекращение авторского договора приводит

    к отпадению прав и обязанностей его участников, а в некоторых случаях — к

    возложению на кого-либо из них отрицательных последствий данного

    юридического факта. Основания, условия и последствия прекращения авторского

    договора регулируются как общими положениями гражданского законодательства

    (глава 26 ГК РФ «Прекращение обязательств»), так и специальными нормами

    авторского права, в которых отражаются особенности авторских договоров.

    Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока

    их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по

    договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным

    основанием прекращения существовавшего обязательства.

    Истечение срока договора прекращает его действие и тогда, когда

    произведение фактически не используется заказчиком, независимо оттого,

    какими причинами это вызвано. В ранее действовавшем законодательстве данный

    вопрос решался автоматически, и стороны не могли договориться о продлении

    срока действия договора, даже если и автор, и пользователь выразили на это

    свое согласие. При заинтересованности в использовании произведения они

    должны были заключить новый договор, оговорив в нем, в частности, вопрос о

    выплате автору дополнительного авторского вознаграждения. Поэтому

    продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору

    справедливо расценивалось в юридической литературе в качестве конклюдентных

    действий, свидетельствующих о заключении нового договора на тех же

    условиях, которые содержались в ранее заключенном письменном договоре1 .

    Новым авторским законодательством вопрос о продлении срока действия

    договора передан на усмотрение самих сторон. Поэтому, если срок договора

    истек, но стороны продолжают работу по подготовке произведения к

    использованию, им следует заключить дополнительное соглашение, в котором

    четко оговаривались бы все вопросы, связанные с судьбой договора. В

    противном случае возникший спор будет решаться судом.

    Авторский договор может предусматривать возможность досрочного

    прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего

    использования произведения.

    В любой момент авторский договор может быть прекращен по взаимному

    соглашению сторон.

    Разновидностью соглашения о прекращении авторского договора является

    новация, т.е. соглашение о замене одного обязательства другим. Так, стороны

    могут в любой момент договориться об изменении предмета договора, способов

    использования произведения, перенесении срока представления произведения и

    т. п.

    Авторский договор может быть прекращен в связи с невозможностью

    исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое должник не

    отвечает (ст. 416 ГК РФ). К указанным обстоятельствам относится, например,

    непреодолимая сила, т.е. чрезвычайное и непредотвратимое при данных

    условиях событие, в частности некоторые стихийные явления природы

    (наводнение, землетрясение, обвал и т.п.) и некоторые общественные явления

    (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки

    и т. п.). Невозможность исполнения может быть вызвана и случайными

    событиями, за которые должник не несет ответственности. Например, при

    случайной гибели уникального произведения изобразительного искусства

    художник не может нести ответственность перед заказчиком за непредставление

    произведения к установленному договором сроку.

    Следует учитывать, что невозможность исполнения как обстоятельство,

    прекращающее действие авторского договора, должна носить окончательный, а

    не временный характер.

    Основанием прекращения авторского договора может быть смерть автора или

    ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора (ст.

    418—419 ГК. РФ). Смерть автора прекращает существующее обязательство

    постольку, поскольку исполнение, т. е. создание и доработка произведения,

    не может быть произведено без личного участия самого автора. Если

    произведение уже практически готово для использования, для прекращения

    договора нет достаточных оснований.

    В данном случае происходит простое правопреемство, в результате которого

    умершего автора замещают в договоре его наследники. Лишь в том случае, если

    умерший автор не имел наследников по закону и не оставил завещания,

    авторский договор автоматически прекращается, поскольку закон

    предусматривает прекращение авторского права, переходящего по праву

    наследования к государству (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.).

    Ликвидация юридического лица, под которой понимается его прекращение без

    правопреемства, аннулирует в установленном законом порядке все

    обязательства данного юридического лица, включая и возникшие из заключенных

    им авторских договоров. Разумеется, это не освобождает заказчика от

    ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были

    быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский

    договор не прекращается и должен быть исполнен правопреемником.

    Наконец, в случаях, предусмотренных договором, он может быть прекращен по

    одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением

    контрагентом существенных условий договора, о чем подробно говорили выше.

    Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотренными только

    что основаниями специально авторским законодательством не регламентирован.

    6. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного

    и кабельного вещания (смежные права)

    Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства

    российское законодательство охраняет права исполнителей, производителей

    фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания (смежные

    права).

    Как известно, смежные права впервые получили признание в российском

    законодательстве лишь в 1992 г. в результате принятия Верховным Советом РФ

    14 июля 1992 г. решения о применении на территории России впредь до

    принятия нового Гражданского кодекса РФ Основ гражданского законодательства

    Союза ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал две статьи, вводившие

    охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций

    эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий

    характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных

    прав они не гарантировали. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных

    правах», с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства

    утратил силу, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий

    значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с

    принятием этого закона изменился и состав охраняемых смежных прав. Из числа

    субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но

    наряду с организациями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны

    организации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением

    сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве

    с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской

    конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и

    вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана

    осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.

    Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике

    Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фонограмм, а также

    организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет

    то, что именно благодаря их деятельности произведения, предназначенные для

    публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным

    слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью

    соответствует интересам самих авторов.

    Существенной особенностью большинства смежных прав является их

    производность и зависимость от прав создателей творческих произведений.

    Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или

    передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо

    объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные

    права носят самостоятельный характер.

    Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское

    законодательство не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права

    изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания

    соответствующей звукозаписи. Вместе с тем создатель смежных прав для

    оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе

    использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом

    экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве

    такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны,

    состоящий из трех элементов:

    — латинской буквы «R» в окружности;

    — имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

    — года первого опубликования фонограммы.

    Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности

    его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его

    нарушении.

    Следует иметь в виду, что в настоящее время сфера действия смежных

    (прав существенно ограничена по сравнению со сферой действия прав авторов.

    Россия пока еще не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя, как уже

    отмечалось, принципиальное решение о присоединении России к международной

    системе охраны смежных прав уже принято.1 Практически готово к этому и

    российское законодательство. Однако сейчас смежные права исполнителей

    признаются лишь в тех случаях, когда:

    а) исполнитель является гражданином РФ;

    б) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

    в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется

    законом;

    г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу

    в эфир или по кабелю, которые охраняются законом.

    Права производителя фонограммы охраняются в двух следующих случаях: либо

    если он является гражданином РФ иди юридическим лицом, имеющим официальное

    местонахождение на территории РФ, либо если фонограмма впервые опубликована

    на территории РФ. За организациями эфирного и кабельного вещания смежные

    права признаются только тогда, когда организация имеет официальное

    местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью

    передатчиков, расположенных на территории РФ. Круг конкретных правомочий,

    которыми обладают носители смежных прав, несколько Уже того круга прав,

    которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители

    произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные

    неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм,

    организаций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим,

    охватывают собой лишь имущественную сферу. Существенно сужены временные

    рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «Об

    авторском праве и смежных правах» они действуют, по общему правилу, в

    течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права

    исполнителей), первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если

    она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи

    в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания).

    Исчисление указанного 50-летнего срока охраны начинается с 1 января года,

    следующего за годом, когда имел место юридический факт, являющийся

    основанием для начала течения срока. Однако если исполнитель был

    репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны его прав начинает

    действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года

    увеличивается и срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во

    время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. К наследникам (в

    отношении юридических лиц — к правопреемникам) исполнителя, производителя

    фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право

    разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир

    или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части

    сроков.

    Нормам закона, касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим

    правилом не придается обратная сила. Если бы на этом была поставлена точка,

    то вопрос о начальном моменте охраны смежных прав не вызывал бы каких-то

    особых сложностей. Но в п. 3 Постановления «О порядке введения в действие

    Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"» говорится, что срок

    охраны, предусмотренный ст. 43 указанного закона, применяется во всех

    случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января

    1993 г.

    Однако данное положение для большинства обладателей смежных прав сводится

    практически на нет теми ограничениями сферы действия смежных прав, которые

    установлены пунктами 2—3 ст. 37, п. Зет. 40 и п. Зет. 41 Закона РФ «Об

    авторском праве и смежных правах». В них говорится, что исключительные

    права исполнителей, организаций эфирного и кабельного вещания не

    распространяются на случаи, когда первоначальная запись исполнения или

    постановки либо запись передачи была произведена с согласия исполнителя,

    организации эфирного или кабельного вещания и когда воспроизведение

    исполнения, постановки, передачи осуществляется в тех же целях, для которых

    было получено согласие исполнителя или была произведена запись. В

    результате правовая охрана смежных прав в отношении объектов, созданных до

    вступления данного закона в силу, распространяется лишь на производителей

    фонограмм, а также на тех исполнителей и те организации вещания, которые не

    давали своего согласия на запись и использование созданных ими объектов

    смежных прав, либо если изменяется характер использования этих объектов.

    § 2. Особенности правового регулирования патентного права.

    Вторым правовым институтом, посредством которого охраняются права на

    интеллектуальную собственность, является патентное право. Оно регулирует

    имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения,

    возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных

    моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов

    интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права

    объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные

    модели и промышленные образцы обладают значительным сходством по отношению

    друг к другу, с одной стороны, и существенно отличаются от других объектов

    интеллектуальной собственности, с другой стороны. Все они являются

    результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права

    которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду

    признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой

    формы, а именно путем выдачи патента1 . В-третьих, правовое регулирование

    связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо

    больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым

    законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Все сказанное

    свидетельствует о том, что традиционное ограничение рамок патентного права

    лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.

    Следует отметить, что сам термин «патентное право» лишь совсем недавно

    был возвращен в российское законодательство. Как известно, в течение

    длительного времени в России, как и во всем бывшем Советском Союзе,

    изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не

    патентами, а авторскими свидетельствами.

    Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и

    использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального

    творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и

    произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом,

    представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения

    тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь

    впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства,

    механизмы, процессы, вещества и . т.п. Наряду со сходством сравниваемые

    объекты имеют между собой и существенные различия.

    В объектах патентного права ценность представляет само содержание тех

    решений, которые придуманы изобретателями. Именно они и становятся

    предметом охраны патентного права.

    Прежде всего, важнейшим отправным началом патентного права является

    признание за патентообладателем исключительного права на использование

    запатентованного объекта.

    Признание и всемерная охрана патентной монополии не исключают, однако,

    выполнения патентным правом и функции защиты общественных интересов. Более

    того, соблюдение разумного баланса интересов патентообладателя, с одной

    стороны, и интересов общества, с другой стороны, вполне может

    рассматриваться в качестве второго исходного начала (принципа) патентного

    права. Одним из конкретных его проявлений служит ограничение действия

    патента определенным сроком, после истечения которого разработка поступает

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.