МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Объекты интеллектуальной собственности

    имеют право только те организации, которые обладают лицензией на

    осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона РСФСР «О банках и

    банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г.).2 Аналогичное правило

    содержит статья 5 Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле» от

    20 февраля 1992 г.3 Относительно условия использования наименований

    «биржа», «товарная биржа» и образованных на их основе слов и

    словосочетаний.

    Завершая рассмотрение вопроса о понятии фирменного наименования,

    необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы

    в качестве специального наименования и использовалось иностранное слово. В

    последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на

    русский язык, либо записывается в виде транслитерации буквами русского

    алфавита.

    Субъекты права на фирменное наименование. Актуальным представляется

    вопрос о том, кто из субъектов гражданского права обладает правом на

    пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает

    его достаточно определенно, указывая, по фирмовладельцами могут быть только

    коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Это, однако, не

    освобождает от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку

    некоторые аспекты проблемы требуют уточнения.

    Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием

    могут пользоваться только организации, но не граждане.

    В самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на

    пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как

    его индивидуализация в гражданском оборок вполне обеспечивается тем, что он

    выступает в нем под своим собственным именем.

    Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности

    для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет

    немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации.

    Нельзя, однако, не отметить, что с принятием части второй ГК РФ вывод о

    том, что правом на фирменное наименование могут владеть лишь организации,

    оказался поколебленным. Глава 54 ГК РФ, посвященная договору коммерческой

    концессии, позволяет заключить, что обладателями фирменного наименования

    могут быть и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных

    предпринимателей (см. п. 3 ст. 1027, п. 2 ст. 1028, п. 2 ст. 1038). На наш

    взгляд, данное положение является ошибочным, так как с учетом приведенных

    выше соображений оно расходится со смыслом и основным назначением

    законодательства о фирменных наименованиях.

    Далее, среди организаций правом на фирменное наименование пользуются

    только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это

    означает, что иные организационные образования, в частности простое

    товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь договором

    о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым

    фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями

    также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные

    подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в

    обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического

    лица и, соответственно, пользоваться его фирменным наименованием. К

    сожалению, действующее законодательство, включая и новый ГК РФ, не содержит

    на этот счет четких правил, что приводит зачастую к негативным

    последствиям. Наименования многих представительств и филиалов вводят

    третьих лиц в заблуждение относительно их правового статуса, так как

    создают видимость того, что эти образования являются самостоятельными

    юридическими лицами. Как показал опыт последних нескольких лет,

    недобросовестные участники оборота нередко пользуются данным

    обстоятельством для обмана своих клиентов. Поэтому было бы целесообразно,

    чтобы закон обязывал во всех случаях отражать в наименованиях филиалов и

    представительства их организационно-правовой статус, а в идеале — вообще

    запрещал бы им пользоваться особыми наименованиями, не указывающими на их

    связь с ( создавшим их юридическим лицом.

    Наконец, чтобы обладать правом на фирменное наименование, организация

    должна не только иметь статус юридического лица, но и относиться к числу

    коммерческих организаций.

    В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерческими

    организациями правом на фирменное наименование пользуются иностранные

    юридические лица, на которых распространяются все правила, установленные

    гражданским законодательством.

    Содержание права на фирменное наименование. Сущность права на фирму

    заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в

    гражданском обороте под собственным фирменным наименованием.

    Предоставлением такой возможности обеспечивается охраняемый законом интерес

    участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке

    товаров, работ и услуг.

    Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным

    наименованием, юридическое лицо реализует возможность на индивидуализацию

    своего участия в обороте.

    Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под

    своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-

    правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные

    неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и

    т.д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках,

    бланках, счетах, прейскурантах и т.п. Фирменное наименование мажет

    использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера,

    объявлениях, аннотациях и т.п.

    Фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых

    действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему

    фирменного наименования (негативная сторона права на фирму). Разумеется,

    под использованием фирмы третьими лицами в данном случае понимаются те или

    иные формы незаконного выступления в обороте под чужим фирменным

    наименованием.

    Фирменное наименование не должно искажаться, в частности создавать у

    публики лажное представление об организационно-правовом статусе

    юридического лица.

    В настоящее время в России существуют сотни предприятий, имеющих

    полностью совпадающие фирменные наименования. Подавляющее большинство из

    них, действуя в различных сферах бизнеса и на резных территориях, никогда

    друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое положение

    недопустимо и право на конкретное фирменное наименование может иметь только

    одно юридическое лицо, надлежит решить, как выйти из этой ситуации.

    Резонно задать вопрос: а стоит ли ломать копья? Существует ли вообще

    объективная потребность в том, чтобы в масштабах такой страны, как Россия,

    существовало только одно предприятие, действующее под конкретной фирмой?

    В реальной жизни его невозможно осуществить хотя бы в силу элементарной

    ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в

    охраняемую законом фирму, и огромного числа предпринимателей. Едва ли в

    подобном запрете существует и практическая необходимость, поскольку

    подавляющее большинство одноименных предприятий действует в совершенно

    различных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой

    опасности их смешения другими участниками оборота и потребителями.

    Сказанное, однако, не следует понимать как отрицание у права на фирму

    свойства исключительности. Любой фирмообладатель действительно может

    добиваться того, чтобы используемая им фирма не применялась другими лицами.

    Но для этого он должен доказать по крайней мере две вещи. Во-первых, он

    должен подтвердить, что право на данное фирменное наименование он приобрел

    в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право

    оспаривает. Во-вторых, ему следует аргументировано обосновать, почему

    использование той же фирмы другим лицом нарушает его законные интересы. В

    качестве конкретных доказательств последнего он может, например, ссыпаться

    на то, что ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации

    либо незаслуженно пользуется его известностью, что это вводит в заблуждение

    потребителей и контрагентов, приводит к ошибкам при проведении

    хозяйственных операций и т.п.

    Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав,

    которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от

    нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

    Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное

    неимущественное право1 , с чем следует в целом согласиться. Действительно,

    данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а

    также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием.

    Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения

    предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и

    потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно

    конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия,

    а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных

    убытков.2 Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.

    Существенной особенностью права на пользование фирменным наименованием

    является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности

    юридического лица. Иными словами, юридическое лицо не только вправе

    выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием, но

    и обязано это делать. В этих целях юридические лица должны пользоваться

    своими точными и полными фирменными наименованиями, соответствующими

    требованиям действующего законодательства.

    Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и

    случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обороте,

    например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме

    персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение

    торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.

    С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наименование тесно

    связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь

    одной фирмой.

    Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии

    со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех

    странах, являющихся участницами данной конвенции.

    Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на

    фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее

    время в российском гражданском законодательстве в окончательном виде еще не

    решен.

    Как уже отмечалось, сам ГК РФ порядок такой регистрации не устанавливает,

    а отсылает к специальному закону, который должен быть принят в развитие

    положений кодекса. В этой связи сейчас весьма трудно предсказать, какой на

    практике будет система регистрации фирменных наименований. Но так или

    иначе, принципиальная позиция законодателя, намеренного отказаться от

    явочной системы возникновения права на фирму и перейти к системе

    регистрационной, выражена достаточно ясно.

    На наш взгляд, сделать это можно лишь при условии, если будущая

    регистрационная система будет основываться на следующих отправных

    положениях. Прежде всего, возникновение права на фирму не должно ставиться

    в зависимость от самого факта регистрации фирменного наименования. Иное

    решение данного вопроса означало бы вступление российского законодательства

    в прямое противоречие с требованием ст. 8 Парижской конвенции по охране

    промышленной собственности, которая гласит, что «фирменное наименование

    охраняется во всех странах Парижского Союза без обязательной подачи заявки

    и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Конечно,

    могут заметить, что наличие данной нормы не мешает многим странам,

    участвующим в Парижской конвенции, вводить специальную систему обязательной

    регистрации фирменных наименований, которая, однако, не распространяется на

    фирменные наименования иностранных юридических лиц, охраняемые независимо

    от регистрации. Иными словами, статья 8 Парижской конвенции гарантирует

    лишь права иностранных обладателей фирменных наименований, которые должны

    охраняться во всех странах Парижского Союза независимо от их регистрации. В

    отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое

    государство—участник конвенции может вводить систему особой их регистрации,

    в том числе и такую, при которой регистрация фирменных наименований имеет

    правоустанавливающее значение.

    Подобная трактовка рассматриваемой статьи, вполне допустимая в некоторых

    странах, не может даваться применительно к российскому законодательству.

    Такое решение вопроса представляется правильным по существу дела. Во-

    первых, оно позволяет избежать тех сложностей, которые неизбежно возникнут

    при регистрации существующих ныне фирменных наименований отечественных и

    зарубежных предприятий, действующих на российском рынке.

    Во-вторых, отказ от придания регистрации фирменных наименований

    правоустанавливающего значения во многом избавит от опасности внедрения в

    рассматриваемую сферу сугубо формальных моментов, которые несовместимы с

    истинным смыслом законодательства об охране фирменных наименований.

    Следует подчеркнуть, что лишение регистрации фирменного наименования

    правоустанавливающего характера вовсе не превращает ее в бессмысленную

    процедуру, как это может показаться на первый взгляд. Наличие данных о

    фирменных наименованиях всех юридических лиц, которые при этом упорядочены

    и сосредоточены в одном или нескольких информационных центрах, уже само по

    себе представляет немалую ценность, ибо позволяет облегчить решение целого

    ряда вопросов, связанных, например, с выбором названий создаваемых

    предприятий, проверкой новизны заявленных для регистрации товарных знаков

    во многом облегчает юридическим лицам проблему доказывания того, что они

    являются первыми пользователями данных объектов промышленной собственности,

    а значит, и их законными правообладателями.

    Отрицание необходимости придания регистрации фирменных наименований

    правоустанавливающего значения вовсе не означает, что она должна носить

    лишь добровольный характер. Напротив, обязанность по регистрации своих

    фирменных наименований должна лежать на всех российских юридических лицах,

    а также тех иностранных предприятиях, которые зарегистрированы в качестве

    субъектов предпринимательской деятельности в РФ.)

    Что касается того, на каком уровне должна осуществляться регистрация и

    учет используемых фирменных наименований, то идеальным решением было бы

    закрепление в законе единого общероссийского порядка их регистрации, при

    котором все данные о фирменных наименованиях сосредоточивались бы в едином

    центре, например, в Министерстве юстиции РФ. Это позволило бы создать

    единый банк данных о фирменных наименованиях, на базе которого могли бы

    проще решаться все вопросы, связанные с их выбором, использованием и

    охраной.

    Менее оптимальным, но тоже вполне допустимым явилось бы решение о

    регистрации фирменных наименований на уровне субъектов Российской

    Федерации. Как показывает опыт тех стран, в которых фирменные наименования

    юридических лиц подлежат специальной регистрации, последняя чаще всего

    осуществляется в местных органах государственного управления или в судах,

    что является вполне достаточным в практическом отношении.

    Таким образом, завершая рассмотрение вопроса о моменте возникновения у

    юридических лиц прав на фирменные наименования и значении их

    государственной регистрации, еще раз подчеркнем главное. По нашему

    убеждению, право на фирму возникает у юридического лица с того момента,

    когда начинается ее фактическое использование, т.е. когда юридическое лицо

    в установленном порядке зарегистрировано в качестве субъекта

    предпринимательской деятельности. Особая регистрация фирменных наименований

    необходима, более того, она должна носить обязательный характер, но при

    этом не иметь правоустанавливающего значения. Регистрация фирменных

    наименований может осуществляться как на общегосударственном, так и на

    региональном уровне в зависимости от того, какой из вариантов более

    экономичен и подкреплен в техническом отношении.

    Продолжая характеристику права на фирменное наименование, следует

    отметить, что по российскому законодательству оно является в принципе

    правом неотчуждаемым. В отличие от других объектов промышленной

    собственности, которые, как правило, могут свободно передаваться другим

    лицам на договорной основе, фирменное наименование не может быть продано,

    передано безвозмездно или иным образом отчуждено третьим лицам.

    Законом допускается только один случай перехода права на фирменное

    наименование к другому лицу. Согласно п. 12 Положения о фирме, право на

    фирменное наименование может быть передано другому лицу одновременно с

    передачей самого предприятия. Возможность такого перехода подтверждает и

    статья 132 ГК РФ.

    До недавнего времени российское законодательство исключало не только

    уступку права на фирменное наименование, но и выдачу разрешения на его

    использование. С принятием части второй ГК РФ, закрепившей правила о

    договоре коммерческой концессии (договоре франчайзинга), такая возможность

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.