МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    3.3. Психиатр открывает Индию.

    Этот аспект биографии Медарда Босса далеко не так известен, как его

    встречи с Фрейдом и Хайдеггером, тем не менее, сам Босс говорил о том, что

    опыт, который он приобрел в Индии, общаясь в одном из ашрамов со Свами

    Говиндой Каулом, сопоставим с опытом его общения с Фрейдом и Хайдеггером.

    Встречи с этими тремя личностями Босс выделяет как важнейшие в его жизни.

    Первый раз Медард Босс поехал в Индию в 1956 году, предварительно

    прослушав курс лекций у одного индийского философа в Юнгианском Институте,

    тот же философ научил его разговаривать на Хинди. Босс говорил, что он

    старался понять индийскую мысль так, как она есть, по возможности

    абстрагируясь от влияния Хайдеггера. В Индии Босс преподавал в

    университетах и проводил консультации в госпиталях. Испытывая серьезный

    интерес к духовной жизни Индии, он посетил несколько ашрамов. В Кашмире

    Босс познакомился со Свами Говиндой Каулом – почитаемом в народе в качестве

    живого святого. Босс говорит о том, что он был поражен необыкновенной

    «человечностью» Каула и его абсолютным спокойствием. Весь его облик как бы

    излучал достоинство, сравнимое, пожалуй, с достоинством древних царей.

    Величие в его глазах и весомость его слов были удивительны. В то же время

    все его жесты были предельно скромны и естественны.

    Босс подчеркивает необычайную близость мысли Хайдеггера с той

    философией, с которой он встретился в Индии. Он говорит о том, что в Индии

    те же самые мысли, которые он почерпнул у Хайдеггера, ему высказывали

    местные мудрецы причем практически теми же словами[14]. Главное сходство

    заключалось, прежде всего, в самой позиции философствования. Если

    европейской философии в целом присущ сам человек, в качестве исходной точки

    (антропоцентричная позиция), то Хайдеггеру как и индийской мысли – само

    Бытие (онтоцентричная позиция, см. Летуновский, 2001, (I)). В Индии также

    как и у Хайдеггера человек представляет собой нечто иное как свет и

    открытость, которые по Боссу, всегда «перед» и «до» гуманности и

    человеческой экзистенции.

    Известно, что в Индии Босс знакомился с доктриной Гиты. Эта Доктрина

    описывает мир как процесс. На основе бытия Брахмана из ничего появляются

    вещи. Этот процесс понимается как первичное бессодержательное высвечивание.

    Все вокруг, в том числе мы сами, есть Брахман. Следовательно, сама наша

    природа есть высвечивание и раскрытие. Счастье человеческой жизни заключено

    в свободном высвечивании и раскрытии. В своем интервью Эрику Крейгу (Craig,

    1988b) Босс признался, что когда он услышал это впервые, он не поверил

    своим свои ушам, поскольку почти те же самые слова он слышал от Хайдеггера.

    Босс видит много общего в понятии Хайдеггеровского Dasein и Индийского

    Атмана. Помимо того света, каковым является человеческий Dasein (Атман),

    существует еще более изначальный свет, благодаря, которому высвечивается

    все существующее – это свет Брахмана. Догадки об этом более изначальном

    свете высказывал Боссу в личных беседах и Хайдеггер.

    Возможно, на столь частом употреблении термина «высвечивание» Боссом

    сказывается влияние Индии. Босс посетил Индию еще раз в 1958 году и по

    результатам этих двух поездок в 1959 году выпустил книгу «Психиатр

    открывает Индию».

    3.4. Dasein анализ и психоанализ

    Босс был восхищен практическими техниками Фрейда, в то время как

    теоретические обоснования психоанализа его явно не устраивали. Босс

    приводит свои воспоминания о том, что Хайдеггер, ознакомившись с

    теоретическими работами Фрейда, был очень удивлен, «как такой

    интеллигентный и образованный человек мог выдвигать такие странные

    фантастические гипотезы о мужчинах и женщинах», Хайдеггеру становилось

    дурно, когда зачитывались вслух основные положения теории Фрейда. Очевидно,

    что отношение самого Босса к теоретической концепции Фрейда было очень

    созвучным его учителю. Относительно классической Фрейдовской интерпретации,

    Босс утверждает, что чрезмерное зацикливание на психоаналитических терминах

    приводит к специфической форме невроза, который он так и называет «невроз

    психоанализа». Данный невроз характеризуется ритуальным мышлением и

    «говорением» в психоаналитических терминах и символах (Boss, 1963, p.236).

    В своей практической работе Босс оставил кушетку и метод свободных

    ассоциаций. Он как бы подвергал те же самые феномены, которые Фрейд получал

    в результате своего практического метода, герменевтическому осмыслению с

    одной единственной целью на выходе – освобождение пациента. Босс говорил о

    том, что на практике Фрейд был очень близок к экзистенциальному обращению с

    встречающимися в ходя терапии феноменами[15], в то время как на его

    теоретических работах не могли не сказаться метафизические установки его

    времени.

    Как бы там ни было, отношения между психотерапевтом и пациентом в

    Dasein анализе и психоанализе кардинальным образом различаются. Если в

    психоанализе это отношение: врач – пациент, где пациент выступает в

    качестве объекта исследования, а затем и коррекции в соответствии с

    теоретической позицией врача, то в Dasein анализе исходная точка

    рассмотрения – это бытие-вместе, реальность, в которой врач и пациент

    выступают как одно интегрированное целое. И процесс психотерапии – это

    процесс освобождения их обоих, это единый процесс с уникальной спецификой

    для каждого из них. В этом совместном процессе терапевт выполняет роль

    ведущего, а не корректора.

    Dasein анализ подобно психоанализу опирается на те же источники

    фактического материала: история жизни, сновидения, свободные ассоциации. Но

    в дальнейшем работа разворачивается совсем по-другому: вместо интерпретации

    конкретного случая пациента с точки зрения гомеостатической психодинамики,

    Dasein аналитики стараются раскрыть Dasein сообразные структуры пациента,

    эксплицировать структуры экзистенциалов. Работа с полученным материалом

    ведется не сообразно какому-либо принципу, например, принципу удовольствия,

    а сообразно требованиям конкретной ситуации. При этом Dasein аналитик в

    сравнении с психоаналитиком, возможно, еще большее внимание уделяет

    речевому материалу, поскольку именно в речевом материале очень отчетливо

    выявляется картина Бытия-в-мире пациента. По словам одного из современных

    последователей М.Босса: «мир Dasein анализа – это говорящий (разговорный)

    мир».

    В Dasein анализе также как и в психоанализе проводится работа с

    переносом, однако, уже само понятие переноса имеет свои отличительные

    особенности. По мнению Босса в отношении пациента к терапевту присутствуют

    все факты из жизненного багажа пациента. В отношении к терапевту

    сконденсированы его отношения с близкими, родителями, друзьями,

    авторитетами, учителями и т.д. Таким образом, Dasein аналитики также

    работают с переносом, но ему у них придается гораздо меньшее значение, и

    используется он в основном ситуативно. В отличии от психоаналитика Dasein

    аналитик не пытается, во чтобы то ни стало преодолеть сопротивление

    пациента. Вместо этого он старается постепенно раскрыть ему доступ к его же

    собственным перспективам, которые при этом пациент обязательно должен

    изложить самостоятельно.

    Босс дает Dasein аналитическое объяснение феномена сопротивления.

    Сопротивление, согласно Боссу никак не связано с феноменом

    бессознательного, оно выражается в бегстве человека от подлинного Selbst-

    бытия в безличную структуру Mann для того, чтобы уйти от рискованности и

    отвественности Selbst. Для Dasein аналитиков сопротивление является

    устойчивой тенденцией, присущей в той или иной мере каждому человеческому

    существу: не видеть воочию своей возможности подлинного бытия, страх перед

    самой этой возможностью.

    Цели самой терапии в психоанализе и Dasein анализе тоже существенно

    различаются. Критерием успешного завершения терапии в психоанализе

    считается исчезновение симптома заболевания. Для Dasein анализа данный

    критерий явно не достаточен, хотя он также старается как можно быстрее

    освободить пациента от симптомов болезни. Но это избавление должно

    произойти как решение пациентом задачи на смысл своего собственного бытия,

    что сближает подход М.Босса с логотерапией В.Франкла. Данную мысль можно

    проиллюстрировать разницей психоанализа и Dasein анализа по отношению к

    чувству вины.

    Согласно Фрейда чувство вины возникает у человека вследствие работы

    Суперэго, прежде всего, это касается семьи пациента. В психоанализе нет и

    не может быть никакого изначального чувства вины. Избавление от вины

    свидетельствует об избавлении невротика от страданий. М.Босс вслед за своим

    учителем М.Хайдеггером настаивает на том, что чувство вины является

    неотъемлемой частью человеческого существования подобно страху и тревоге. В

    этом смысле задача по устранению чувства вины утопична. Вина как зов Бытия

    (М.Хайдеггер) призывает человека высветить вещи в мир в присущей им полноте

    и присущим им способом. Оборотная сторона этого процесса – реализация

    человеком собственных возможностей, потому что эти возможности и есть

    возможности перевода вещей из сокрытости в явленность (М.Хайдеггер), из

    темноты на свет (М.Босс).

    Таким образом, можно говорить том, что главными целями в терапии

    Dasein анализа является достижение понимания и освобождение пациентами

    экзистенциальной структуры своего бытия для свободного высвечивания

    встречающихся сущих: вещей, событий, людей. Свобода и открытость – вот

    главная цель Dasein анализа Медарда Босса, в то время как в психоанализе,

    вследствие тотальной детерминации инстинктами какое-либо реально ощутимое

    понятие свободы вообще отсутствует как таковое.

    Интересно отметить, что психоаналитики часто называют Dasein анализ

    вариантом или версией психоанализа. М.Босс придерживается противоположного

    мнения, а именно, что психоанализ является формой Dasein анализа. На

    цолликоновских семинарах даже Хайдеггер признавал соответствие между Dasein

    аналитической теорией человека и психоаналитической практикой. На одном из

    этих семинаров вполне серьезно обсуждался вопрос о том, можно ли считать

    З.Фрейда Dasein аналитиком? Отмечалось, что в своих работах Фрейд широко

    использовал понятия открытости, свободы и истины. Однако понятия свободы и

    истинности так, как их трактовал сам же Фрейд в контексте собственной

    техники, были признаны несовместимыми с Фрейдовским пониманием таких

    конструктов как либидо и психический аппарат.

    По словам Босса психоанализ представляет собой нечто вроде

    неотрефлексированного Dasein анализа. Босс был убежден, что понимает

    технику психоанализа лучше самого автора. Более того, согласно Боссу,

    психоаналитическая практика всегда входила в сферу Dasein аналитического

    учения, без нее вообще невозможно было бы рассчитывать прорваться к

    познанию неизвестного подлинного человеческого «Я», нет другого метода,

    который превосходил бы описанную Фрейдом психотерапевтическую практику.

    3.5. Dasein анализ и психотерапия

    Босс говорит о том, что сам термин экзистенциальный анализ включает

    множество философских, научных, психологических и психотерапевтических школ

    мысли. И хотя они различаются в своих целях и методах, все они вышли из

    Хайдеггеровского Dasein анализа. По крайней мере, все они получили от него

    начальный импульс, даже если они превратили существо Dasein анализа в нечто

    совсем противоположное как, например, Ж.П.Сартр. Dasein анализ не призывает

    психотерапевта перенести свой специфический язык в психопатологию, но он

    дает возможность более целостных и более надежных отношений с пациентом в

    процессе терапии. Для М.Босса человек есть мироохватывающее и

    мирораскрвающее бытие, сравнимое с высвеченной поляной в лесу, где вещи,

    растения, звери и люди могут одномоментно (мгновенно) и непосредственно

    показать себя в их значении и соотношениях. Такое понимание предполагает

    оказание должного почтения к каждому феномену, с которым психотерапевт

    встречается в процессе терапии.

    Определяющий момент в концепции Хайдеггера, который Босс берет в

    основу своего психотерапевтического метода – это понимание человеческого

    существа как Dasein, т.е. как то, что высвечивает все, что стремится к

    тому, чтобы быть высвеченным, явленным в мир. Именно поэтому М.Босс

    определяет человека как свет и открытость. Кроме того, человеческое

    существо как Dasein – это такое существо, которое понимает не только самого

    себя, но и другие существа. Эти две базовые характеристики – понимание и

    открытость являются важнейшими не только для человеческой коммуникации, но

    и для всего того, что затрагивает проблемы человеческого страдания и

    освобождения. Открытость как таковая нужна нам не только для того, чтобы

    дать возможность вещам и событиям выйти из своей сокрытости и явиться в

    мире нашего бытия, но также, и, для того, чтобы значение и смысл этих вещей

    и событий нашли к нам свой путь.

    Согласно концепции Босса Dasein аналитически ориентированный

    психотерапевт осознает, что предназначение человека есть забота о вещах,

    растениях, животных и людях таким образом, чтобы они могли наилучшим путем

    развертываться и развиваться. Существовать в такой заботе – есть основная

    задача человеческой жизни. Бытие зовет человека голосом его совести.

    Чувство вины идущее от совести, не стихнет до тех пор, пока он не примет

    ответственно все возможности, которые конституируют его человеческое бытие,

    и пока он не реализует их в заботе о вещах и людях в его мире. Только так

    он может завершить в полноте свой Dasein и «закончить свою темпоральность

    хорошей смертью». (Boss, 1963).

    Трудность в работе психотерапевта заключается в том, что психотерапевт

    часто интерпретирует и редуцирует тот или иной феномен, с которым он

    встречается в ходе психотерапевтической работы по аналогии с уже имевшим

    местом в его практике случаем. На практике Dasein аналитически

    ориентированный психотерапевт не отдает предпочтения заранее ни одному из

    предполагаемых факторов, оказывающих влияние на поведение пациента, будь-то

    инстинкты или что-то еще. Никакие из факторов, оказывающих влияние на

    пациента, не считаются более «реальными», чем другие. Таким образом,

    удается в большинстве случаев избежать ошибок «неразрешенного переноса».

    Например, в случае психоаналитической интерпретации божественного,

    божественное предстает как продукт инфантильно-либидозной фиксации

    (Фрейд), или же в качестве простой психической реальности конституированной

    архитипическими структурами в психике субъекта (Юнг). Тогда как Dasein

    аналитик поначалу просто воспримет факт наличия отношения человек -

    божественное и далее будет рассматривать влияние этого факта на его жизнь.

    Согласно М.Боссу, фундаментальная онтология Хайдеггера учит нас тому,

    что невозможно восприятие другого человека (восприятия даже на расстоянии)

    без участия в его бытии, причем участия своим особенным для обоих

    участвующих в этом путем. Таким образом, уже в самой встрече пациента с

    терапевтом, терапевт находится вместе с ним на его особом пути

    существования. Неважно в чем это конкретно проявляется: только лишь в

    стороннем наблюдении, в безразличии, или, наоборот, в активном

    сопротивлении.

    Даже просто осознание этого факта способно, во-первых, значительно

    уменьшить «слепую храбрость» в обращении с пациентом, а во-вторых, явится

    твердым основанием собственно психотерапевтического процесса. Таким

    образом, подлинное бытие-вместе, высвеченное фундаментальной онтологией

    Хайдеггера, может рассматриваться в качестве первоосновы

    психотерапевтических отношений.

    В опоре на эту базовую структуру человеческого существования (бытие-

    вместе) мы можем говорить, например, о том, что серьезно больной

    шизофренией пациент участвует самым непосредственным образом в жизни

    психотерапевта. Следовательно, фундаментальная возможность исцеления

    пациента может быть реализована только в адекватном бытии-вместе терапевта

    и пациента в психотерапевтической ситуации, через которое мы можем вернуть

    пациенту его утраченное подлинное Я. (Boss, 1963).

    Кроме вышеуказанных достоинств Dasein анализа, касающихся

    взаимодействия с трудными пациентами, Босс говорит о выгоде и в

    «теоретическом смысле». Например, Dasein анализ помогает лучше понять такой

    феномен как психическая проекция или перенос. Современная Боссу психология

    говорила о переносе только так, как если бы некие психические содержания

    переносились из «психики» на что-то во внешнем мире. Такого рода концепция,

    однако, не обладает достаточной объяснительной силой и может быть

    поддержана только на основе абстрактных ментальных конструкций. Dasein

    аналитически ориентированное мышление позволяет подходить к этим феноменам

    просто, с полным правом принятия их исключительно из первично присущего

    всем нам Бытия-вместе всех людей в одном и том же мире.

    По мнению Э.Крейга М.Босс был единственным, кто увидел в

    Хайдеггеровском способе мышления мощный и освобождающий путь применительно

    к психотерапии (Craig, 1988b). Очевидно, вспоминая Л.Бинсвангера, а также

    последователей обоих мыслителей, с этим утверждением Крейга можно не

    согласиться. Тем не менее, ведущая роль М.Босса в приложении метода

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.