МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    походах является большая акцентированность в подходе Дюркхайма на работу с

    телесным аспектом человеческой экзистенции. Дюркхайм специально вводит для

    этой цели понятие Leib – «тело, которое есть я сам», тело как совокупность

    телесных, душевных и духовных элементов. Он разрабатывает специальную

    технику работы с телом, так им и названную Leibarbaiten. В отличие от

    Босса, провозглашающего «тотальный холизм», и тем не менее, продолжающего

    «по старинке» беседовать с лежащим на кушетке пациентом о его бытии в

    экзистенциале телесности, Дюркхайм непосредственно работает в этом

    экзистенциале, используя не только столь любимый возросшими на почве

    психоанализа психотерапевтами медиум «говорящего мира», но и широко

    задействуя другие не менее, а иногда и более эффективные медиумы.

    Таким образом, мы можем видеть, что онтоцентрические ЭА подходы

    гораздо в большей степени ориентированы на практику. В этих подходах по

    сравнению с АЭА подходами в большей степени выражен собственно

    терапевтический аспект. Не случайно клинические описания представителей

    данного подхода, это описания не столько процесса течения болезни, сколько

    процесса терапии, причем как правило с успешным для пациентов завершением

    этого процесса. В этом смысле мы можем говорить о, несомненно, большем

    терапевтическом потенциале онтоцентрических ЭА подходов по сравнению с

    антропоцентрическими ЭА подходами. Из перечисленных онтоцентрических ЭА

    подходов к психотерапевтической более перспективной нам представляется

    концепция К.Дюркхайма, вследствие того, что он охватывает более широкий

    спектр каналов взаимодействия между пациентом и терапевтом. Тем не менее,

    каждый из этих подходов обладает своими ярко выраженными достоинствами.

    Например, ЭА В.Франкла довольно легко операционализируется и довольно

    быстро дает положительные результаты. ЭА М.Босса в большей степени нацелен

    на целостное и гармоничное существование человека с другими людьми и с

    миром вообще, он более экологичен.

    Практика онтоцентрического ЭА не ограничивается только лишь

    психотерапией, отмечены удачные попытки применения онтоцентрического ЭА в

    таких сферах человеческой деятельности как педагогика, политика (Директор

    Dasein аналитического института в Цюрихе Жион Кондрау является одновременно

    видным швейцарским политиком, депутатом парламента), социология и экология.

    В рамках научных исследований онтоценрический ЭА открывает перспективу

    поиска новых методологических оснований науки. Идеи, обозначенные

    онтоцентрическими аналитиками, созвучны тому направлению в современной

    отечественной психологии, которое у нас принято называть гуманитарным,

    ориентированным в своей деятельности в первую очередь на методы

    гуманитарных наук, а не естественных, как это всего лишь пару десятилетий

    назад было повсеместно принято в СССР. В определенном смысле как приложение

    методологии ОАЭ к приумножению научного знания, мы можем рассматривать

    экологическую теорию восприятия Дж. Гибсона, испытавшему весьма заметное,

    если не сказать определяющее, влияние Босса и Хайдеггера.

    Заключение

    Таким образом, по завершению проведенного исследования, мы можем

    говорить о том, что главная его цель – высветить и раскрыть феномен

    экзистенциального анализа в его синхроническом и диахроническом аспектах

    достигнута. Впервые выполнено систематическое исследование всех наиболее

    известных версий экзистенциального анализа. Проведен последовательный

    анализ их методологии, теоретических оснований и истории развития.

    Проделанная работа привела к следующим выводам:

    1. В феномене экзистенциального анализа мы по сути дела сталкиваемся с

    двумя коренным образом различающимися в методологическом смысле

    подходами, названными нами соответственно антропоцентрическим, т.е.

    принимающим за точку отсчета человека и онтоцентрическим, т.е.

    принимающим за точку отсчета бытие.

    2. Историческим источником методологии экзистенциального анализа обеих

    версий, следует считать не психоанализ Зигмунда Фрейда, а феноменологию

    Эдмунда Гуссерля. Экзистенциальный анализ не является родственным

    психоанализу, ни в смысле продолжения психоаналитической традиции, не в

    смысле ее критического осмысления.

    3. Феноменологическая установка и эйдетическая редукция Гуссерля легла в

    основу методологии антропоцентрированных версий экзистенциального

    анализа, к которым можно отнести Ж.П.Сартра, а также с некоторыми

    оговорками, Л.Бинсвангера и К.Ясперса. Определенную тягу к

    антропоцентрированным подходам испытывает экзистенциальный анализ

    А.Лэнгле.

    4. В основу методологии онтоцентрической версии экзистенциального анализа

    Медарда Босса легла фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера,

    являющаяся развитием и одновременно радикальным преобразованием

    феноменологического метода Гуссерля.

    5. Считавшиеся родственными версии экзистенциального анализа Л.Бинсвангера

    и М.Босса, на самом деле, несмотря на сходную терминологию, имеют

    различные методологические основания.

    6. Подобным образом значительно различаются в методологическом плане,

    рассматриваемые ранее как одно направление версии экзистенциального

    анализа А.Лэнгле и В.Франкла.

    7. В качестве метода научного исследования, в традиционном его понимании,

    мы можем признать только антропоцентрические версии экзистенциального

    анализа, поскольку они сохраняют как таковые субъект и объект

    исследования. Примерами такого рода исследования могут служить описания

    психопатологических нозологий Л.Бинсвангером, К.Ясперсом, Э.Минковским и

    Р.Куном.

    8. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, ставящие своей целью

    преодоление разделения субъектом между объектом, в традиционном понимании

    науки, научными методами исследования считаться не могут. Однако они

    могут выступить в качестве в качестве эвристических моделей для

    разработки новых не традиционных методов исследования..

    9. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа в большей степени, чем

    антропоцентрические, могут служить основанием психологической практики,

    более того, они уже являются в своей сути такого рода практикой, которая

    может быть реализована в психотерапии, педагогике, экологии, а также в

    социальной сфере.

    Новизна. В рассмотренных выводах пункты 1, 5 и 6 могут быть признаны в

    качестве новых. В данных пунктах все версии экзистенциального анализа

    разводятся по своему методологическому основанию на антропоцентрическое и

    онтоцентрическое направление. Именно по этому основанию разводятся как

    разные, считавшиеся прежде родственными, версии экзистенциального анализа

    М.Босса и Л.Бинсвангера, а также, хотя опять-таки с небольшими оговорками,

    версии экзистенциального анализа В.Франкла и А.Лэнгле. Оговорки касаются

    присутствия в концепциях Бинсвангера и Лэнгле некоторого методологических

    смешения. Указанное методологическое деление может быть применено не только

    к экзистенциальному анализу, но и ко всем экзистенциально ориентированным

    подходам в психологии и философии. В определенном смысле о новизне можно

    говорить относительно всех остальных пунктов вытекающих из указанного выше

    методологического разделения. Имеются в виду те пункты, в которых идет речь

    о методологических источниках различных версий экзистенциального анализа

    (пункты 3 и 4), а также их практического приложения (пункты 7, 8 и 9). В

    пункте 2 автор присоединяется к тем исследователям, которые настаивают на

    феноменологических основаниях экзистенциального анализа, и оппонирует тем,

    которые видят в экзистенциальном анализе продолжение или версию

    психоанализа Зигмунда Фрейда.

    Практическое приложение экзистенциального анализа, как уже было

    указано ранее, целесообразно рассматривать с учетом введенного нами

    методологического разделения. В этом смысле, антропоцентрический

    экзистенциальный анализ (прежде всего, версия Л.Бинсвангера) может

    рассматриваться как полноценный метод научного исследования феноменов

    психической жизни человека. Тем не менее, он требует серьезной работы по

    систематизации заложенной в нем методологии и более строго определения

    терминологии. Приложение антропоцентрических версий экзистенциального

    анализа непосредственно к сфере психологической практики ограничивается, в

    основном, исследовательскими и диагностическими функциями, способствуя

    лучшему пониманию исследуемых феноменов.

    Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, в

    противоположность антропоцентрическим, являются не столько методом

    исследования, сколько самой практикой, направленной на то, чтобы

    способствовать максимально полной реализации человеком выпадающих на его

    долю возможностей (М.Босс), обретение и реализацию главных смыслов в жизни

    человека (В.Франкл), обретение адекватного и аутентичного с точки зрения

    бытия способа личного существования (К.Дюркхайм). Проведенное исследование

    показало, что онтоцентрические версии экзистенциального анализа обладают

    большим терапевтическим и творческим потенциалом, и приложимы не только к

    сфере психотерапии, но также и к другим сферам человеческой деятельности,

    например, как педагогика, медицина, политика, экология, а также социальная

    сфера. Таким образом, в качестве перспективных мы можем рассматривать оба

    направления экзистенциального анализа, причем антропоцентрическое в большей

    степени в сфере научного исследования, онтоцентрическое – в сфере

    психологической практики.

    В плане перспектив дальнейшего исследования особый интерес вызывают

    практические применения концепции времени Мартина Хайдеггера в рамках

    психотерапевтического процесса – тема лишь отчасти освященная Медардом

    Боссом. Речь идет о предвосхищениях, преперцептах и предпонимании

    открывающихся человеку в набросках смысла, то есть о будущем уже реально и

    непосредственно присутствующем в настоящем. Кроме того, особый интерес

    вызывают техники экзистенциально-инициальной психотерапии, выходящие за

    рамки «говорящего мира», а именно техника Leibarbaiten К.Дюркхайма.

    Экологичная и гуманная идеология, заложенная в онтоцентрической

    версии экзистенциального анализа, четко артикулирующая неразрывную связь

    людей друг с другом, а человека с природой и миром, приобретает особую

    значимость в стремительно меняющихся реалиях наступившего XXI века, когда

    манипулятивные технологии с одной стороны и техногенные катастрофы с

    другой становятся повседневной реальностью. Данный факт обуславливает

    актуальность рассматриваемой и развиваемой автором темы.

    Литература

    1. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. – СПб.:Алетея 2000г. –

    437с.

    2. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и Мир» //

    Вопросы философии. 1993. №5, с. 130-143

    3. Башкирцева Мария. Дневник. – М.,1991. – 318с.

    4. Бибихин В.В. Мир. - Томск, 1995. – 144с.

    5. Бинсвангер Людвиг. Бытие-в-мире. – М., 1999. – 300с.

    6. Бубер Мартин. Два образа веры. – М:. Республика, 1995 – с.418-421., с.15-

    84, 233-341

    7. Булгаков Сергей. Человекобог и человекозверь (по поводу посмертных

    произведений Л.Н.Толстого «Дьявол» и «О.Сергий») Культуралогия. XX век.:

    - Антология. Том 1 – М.: Юрист, 1995.с.259-276

    8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб.:Питер, 2001. – 304 с.

    9. Виндельбанд Вильгельм. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.

    // Культуралогия. XX век.: - Антология – М.: Юрист, 1995. с.57-69

    10. 648.

    11. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1998.

    – 480 с.

    12. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах, М., т.1, 1982

    13. Гуссерль Эдмунд. Амстердамские доклады. - // Логос 1992, №3. - с. 62-80

    14. Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: «Сагуна»,

    1994. – 353с.

    15. Деринг Э. К проблеме анализа «Dasein» // Dasein анализ в философии и

    психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 23-39.

    16. Деринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти. //

    Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный

    университет, 2001. С. 39-51.

    17. Джованни Реале, Анисери Дарио. Западная философия от истоков до наших

    дней. Том.4. – Санкт-Петербург, 1997.-с.3-107,137-183, 278-323, 331-

    446,489-521,552-640, 701-733.

    18. Дильтей Вильгельм Понимающая психология // Хрестоматия по истории

    психологии. М., 1980. С. 258-285

    19. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. – 424с

    20. Дробницкий Понятие морали. М., - 1974, с.183-212

    21. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб.,

    -Импакс, 1992. – 156 с.

    22. Знаков В.В., Понимание субъектом мира как проблема психологии

    человеческого бытия. // Проблема субъекта в психологической науке / Под.

    ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.:

    Академический проект, 2000. С. 86-105

    23. Каган В. Одиночество и психотерапия. 1 Всероссийская научно-

    практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы

    сообщений. – М.2001. – с.57-61

    24. Кузьмина Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра. //

    Проблема человека в современной психологии // Психологический журнал

    1993б Т.14б №2

    25. Кеппе Н., Восславление. – М: Красный пролетарий»,1994. – 248 с.

    26. Кучинский Г.М. Развитие феноменологического метода и Dasein анализ. //

    Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный

    университет, 2001. с.94-170.

    27. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. – М.: Республика, 1993. –

    383с.

    28. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. –

    416с.

    29. Лаврухин А.В. К истории формирования методологии Dasein-аналитической

    психологии. // Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский

    гуманитарный университет, 2001. с.51-94.

    30. Левицкий С.А. Трагедия свободы. 2-е изд. фототип. 1984, Possev-Verlag,

    V.Gorachek K.G., Germany 1958

    31. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М., 1977.

    32. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности М.:Смысл,1993

    33. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой

    реальности. – М.: Смысл, 1999. с. 3,444.

    34. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? Психология с

    человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской

    психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997. C. 40-54

    35. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы

    самодеткерминации. // Психологический журнал, т.21, №1, 2000

    36. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира.

    1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной

    психологии. Материалы сообщений. – М.2001. – с.100-109

    37. Леонтьев Д.А. Курс лекций по экзистенциальной психологии на

    психологической факультете МГУ, 2001

    38. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в

    психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая

    конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. –

    М.2001а. – с.28-32

    39. Летуновский В.В. Экзистенциальная парадигма и проблема понимания. // 5

    Международная конференция «Психология, педагогика и социология чтения».

    Материалы сообщений. – М.2001б.

    40. Летуновский В.В. Психология духовного бытия (в печати).

    41. Лэнг Рональд. Разделенное Я. – К.: Государственная библиотека Украины

    для юношества, 1995. – 320с.

    42. Лэнгле. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. Пер.

    Г.Похмелкиной и О.Ларченко. // Fundamenta Psychiatrica 1999, v.12, s. 139-

    146

    43. Маечек С. З.Фрейд и М.Босс. // Dasein анализ в философии и психологии.

    Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. с.170-185.

    44. Мамардашвили. Лекции о Прусте, психологическая топология Пути.

    М.1995.,с.9

    45. Мамардашвили. Психологическая топология Пути. - Спб., - 1997

    46. Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М:. Московская школа политических

    исследований, 2000. – 416с. (I)

    47. Мамардашвили М. Кантианские вариации. – М.: «Аграф», 2000. – 320с.(II)

    48. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – Азбука, 2000. – 400с.(III)

    49. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. –

    М.,1995. – 187с.

    50. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: «Класс», 1999

    – 144с.

    51. Мэй Р. Любовь и воля. – М.,1997. – 376с.

    52. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер,

    2001. – с.138-186

    53. Нидлман Джекоб. Критическое введение в экзистенциональный психоанализ

    Людвига Бинсвангера. // Бытие в мире. – М., 1999. – с.17 – 127

    54. Никифоров О. В. Терапевтическая антропология Людвига Бинсвангера

    Предисловие к публикации. // Интернет. - 2001

    55. Поликарпов В.А. Dasein анализ как метод психотерапии. // Dasein анализ

    в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет,

    2001. с. 170 -185.

    56. Похмелкина Г.Ф. Понятия «ценность» и «духовное» в экзистенциальном

    анализе и логотерапии В.Франкла-А.Ленгле. // 1 Всероссийская научно-

    практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы

    сообщений. – М.2001. – с. с.25-28

    57. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.