МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    философии Хайдеггера («Бытие и время», «Время и Бытие», «Пролегомены к

    истории понятия времени»). В этих работах Хайдеггер настаивает на

    принципиальном единстве горизонтов прошлого, настоящего и будущего. Время у

    него не представляется однонаправленностью из прошлого в будущее, но только

    в единстве всех трех в целостности существования. Хайдеггер задается очень

    характерным для него вопросом: А каким образом вообще возможно время? Ответ

    на этот вопрос приводит его к четвертому измерению времени как к некому

    условию существования всех трех: прошлого, будущего и настоящего. Именно

    как обращение к этому четвертому следует понимать время в философии

    Хайдеггера.

    Время как таковое есть условие бытия заботы. А заботе в свою очередь

    присуще забегание вперед, опережение самой себя. Забегая, вперед человек

    выбирает себя как свою возможность, выбирает свое бытие. Однако всякий

    выбор возможности есть отказ от реализации других. Для такого рода выбора

    человеку необходима решимость. И здесь Хайдеггер близок своему давнему

    другу и одновременно противнику К.Ясперсу. Человеческое бытие – это

    решающее бытие, в буквальном смысле бытие, которое решает. По мере того как

    мы совершаем выбор в настоящем, нам приоткрывается и наше прошлое. При этом

    мы можем возвратиться к возможностям прошлого не только в смысле

    повторения, но и в смысле подлинного возврата.

    Заброшенность, «постав» и забвение смысла бытия

    Проблематика знания человека по Хайдеггеру определяется посредством

    описания его состояния. Следует исходить не из идеализации человека, но из

    того состояния, в котором преимущественно находится человек. Каждый из нас

    несет отпечаток того, во что он заброшен, погружен. Возникает необходимость

    не просто оперировать идеализированными представлениями о человеке, но

    описать эти состояния «заброшенности». Понятие «заброшенности» (иногда

    переводят «брошенности») не означает, что человек кем-то брошен, оставлен,

    покинут, а только то, что он изначально погружен в особые условия своего

    существования.

    Для описания состояния «заброшенности» Хайдеггер использует категорию

    “Man”. В немецком языке “Man” используется тогда, когда носитель действия

    не идентифицируется и не указывается. “Man” по Хайдеггеру есть доминирующий

    способ существования современного человека, характеризующийся безличностью,

    анонимностью, неявленностью подлинного самости. В известной мере мы все

    обременены этой неподлинностью и никогда не можем полностью избавиться от

    этого состояния. Сама современная цивилизация с характерным для нее культом

    техники во многом препятствует проявлению подлинного в человеке. Потому,

    что подлинное по Хайдеггеру – это то, что рождается само и не поддается

    постановке на конвейер.

    Техника – движущая сила новоевропейской истории. Она обнаруживает

    свое существо - так назыв. «постав» (Gestell) в особой установке на

    сплошное «исследующее устанавливание» сущего как предметного для

    потенциального им распоряжения. Постав затягивает самого субъекта в

    качестве составной части технологического процесса. Однако по словам

    Гельдерлина, которого любит цитировать Хайдеггер, «где опасность, там и

    спасение». Организуя мировое сущее, постав позволяет осмыслить истину

    (подлинное) как то, что не поддается его устанавливающей деятельности.

    Несводимая к предмету вещь остается в своем нередуцируемом существе

    принадлежащей миру не как сумме вещей, а как тому целому, в котором находят

    себе место взаимопринадлежащие в своей полярности противоположности.

    Поскольку преобладающий способ осуществления человеческой жизни

    характеризуется заброшенностью в мир сущего и «захваченностью» этим миром,

    Всегда имеется соблазн раствориться в ритме повседневной суеты.

    Неспособность дистанцирования по отношению к этому растворению представляет

    угрозу для подлинности жизни, причем опасность эта имеет тенденцию к

    усугублению, стимулируемому темпами современного развития человечества. В

    результате этих процессов человек оказывается перед угрозой потери

    целостности смыслового горизонта, забвения смысла бытия

    (Seinsvergessenheit). Обретение этого утраченного смысла, выявление

    принципиально иного по сравнению с традиционным (метафизическим) подходом

    смысла бытия и является определяющей идеей Хайдеггеровской философии.

    4. «Манифест экзистенциального психоанализа Жана Поля Сартра. Концепция

    первоначального выбора мира проекта.

    В основе философского учения Сартра лежит творчески разработанная

    феноменологическая методология. В противоположность Хайдеггеру, Сартр

    акцентирует свое внимание, прежде всего, на субъективно-деятельной стороне

    сознания человека, «заброшенного в мир», в котором человек утверждает,

    «выбирает себя», но каким бы в конечном счете этот выбор не оказался, он

    абсурден, бессмыслен («Тошнота»). В ранних философских работах Сартр

    разрабатывает феноменологическую концепцию близкую концепции Гуссерля.

    Однако, в отличие от последнего, сознание у Сартра не имело своего

    субъекта, его характеризовали беспрепосылочность и нерефлексивность. В этом

    виде сознание Сартра являло собой генератор «жизненного мира», «неутомимое

    творчество экзистенции».

    Такое сознание, представляющее собой некую метапсихологическую

    реальность, было в определенной мере изолировано от бытия. Эту проблему

    Сартр попытался решить в своих работах более позднего периода, в частности

    в его концепции «феноменологической онтологии» («Бытие и Ничто», 1943).

    Здесь сознание определяется как Ничто, изначальная пустота в бытии. Само же

    бытие Сартр наделяет антропоморфными свойствами. Оно отталкивает,

    привлекает, очаровывает и т.д. Таким образом, в концепции Сартра

    собственно психическое как бы отторгается от сознания и слипается с бытием.

    В результате смешения онтологических и психологических предикатов возникает

    своеобразный язык, в опоре на который Сартр производил «экзистенциально-

    психологическую дешифровку «символов личности».

    То, что интересует психоаналитика в первую очередь, - так это

    определение свободы личности на основе того индивидуального отношения,

    которое объединяет ее с различными символами бытия. Я могу любить липкие

    связи, бояться дыр и т.д. это совсем не значит, что липкое, жирное, дыра и

    т.д. потеряли для меня сове онтологическое значение, напротив, в силу этого

    значения я и определяю себя тем или иным способом по отношению к ним.

    (Кузьмина, 1969)

    Согласно Сартру, человеческое существование не укоренено ни в чем.

    Сама человеческая субъективность привносит в бытие мира трещину. Через

    человеческую свободу в мир проникает небытие («Бытие и ничто»). Человек,

    лишенный каких бы то ни было ориентиров, делает себя сам, и потому его

    жизнь есть «проект», самостановление в пассивном, косном мире вещей – эта

    убежденность Сартра отражена в известной формуле «существование

    предшествует сущности». Конечным результатом любой деятельности человека

    является отчуждение. Отчуждение неизбежно лежит в основе человеческих

    отношений.

    Одно из центральных понятий философии Сартра – это понятие самообмана,

    самообольщения сознания (Mauvaise foi). В качестве основного инструмента

    борьбы с самообманом Сартр видит экзистенциальный психоанализ, который

    представляет из себя метод выяснения в строго объективной форме

    субъективный выбор, посредством которого человек делает себя личностью, то

    есть, сообщает о себе то, что он есть («концепция первоначального выбора»).

    Сартр считал, что Фрейд впервые ввел «вертикальный детерминизм» в понимании

    человеческих действий, раскрыть который можно лишь посредством

    символической интерпретации психического, избегающей его сведения к

    предшествующим обстоятельствам, наследственности, физиологической

    обусловленности и т.п. (т.е. горизонтальному детерминизму). Для того, чтобы

    психоанализ стал действительно экзистенциальным, его необходимо очистить от

    любого рода натурализма, который присутствует у Фрейда в его теории

    либидо:

    «Мы требуем», - пишет Сартр, - …настоящего несводимого, то есть

    несводимого, не сводимость, которого была бы очевидна, которое не

    представлялось бы как постулат психолога… Это требование с нашей стороны

    происходит не от непрерывной погони за причиной, того бесконечного

    обращения к истокам, который часто изображали как составляющую

    рационального исследования… Это не ребяческие поиски «потому что», которое

    делает невозможным дальнейшее «почему?». Напротив, это требование,

    основанное на предонтологическом понимании человеческой реальности, и на

    связанном с ним отказе считать человека поддающимся анализу и сведению к

    исходным данным, к определенным желаниям (или «влечениям»)… Это единство

    (которое мы ищем), которым является бытие рассматриваемого человека, есть

    свободное объединение, и это объединение не может идти следом за

    многообразием, которое оно объединяет. (Sartre 1956, pp. 560-561).

    Это единство самому Сартру виделось в определении так называемого

    первоначального проекта мира. «Именно… с помощью сравнения различных

    эмпирических побуждений испытуемого мы пытаемся раскрыть и высвободить

    фундаментальный проект, который является общим для всех них - и не простым

    суммированием или реструктуризацией этих тенденций; каждое побуждение или

    тенденция - это весь человек. (Sartre 1956, pp. 564.)

    Сартр ставит в центр внимания вопрос: Что делает мир индивида

    возможным? Иными словами, предлагается метаонтическая[4] дисциплина как

    надлежащая основа психоанализа. По словам Сартра, Фрейдовский психоанализ

    «выбрал свое собственное несводимое вместо того, чтобы позволить ему

    появиться в самоочевидной интуиции. Экзистенциальный психоанализ не ищет

    причин или основных влечений, как психоанализ. Он старается определить, что

    именно делает возможным то, что эти причины и основные влечения обладают

    действенностью, которой как устанавливает фрейдистский психоанализ, они

    обладают. Результаты, которые будут получены таким образом, - то есть

    конечные цели индивидуума – могут стать затем объектом классификации, и

    именно с помощью сравнения этих результатов мы можем упрочить общие

    соображения о человеческой реальности как эмпирическом выборе своих

    собственных целей. Поведение, которое изучается этим психоанализом, будет

    включать не только сновидения, ошибки, навязчивые неврозы, но также и

    главным образом мысли в бодрствовании, успешные действия, стиль и т.д. С

    точки зрения Сартра, человек сам неосознанно в какой-то момент своей жизни

    совершает выбор своего миропроекта, который впоследствии определяет всю его

    дальнейшую жизнь.

    Экзистенциальный психоанализ пытается определить первоначальный выбор…

    (который) соединяет в дологический синтез тотальность существующего, и как

    таковой есть центр отсчета для бесконечного множества поливалентных

    смыслов. (там же, с.570)

    Таким образом, в результате процедуры экзистенциального анализа

    психолог пытается выйти к своего рода общей универсалии, структуре,

    описывающей условия существования индивидуального сущего как такового, во

    всех его ракурсах рассмотрения: временных, пространственных, ментальных,

    гностических и т.д. Именно в этой универсалии, являющейся одновременно

    смысловой матрицей, психотерапевт может найти источник смысла конкретных

    симптомов психического расстройства. Эта универсалия есть целостное

    трансцендентальное основание мира индивида.

    Сартр также говорит о проекте человека и на онтологическом уровне.

    Проект этот заключается в желании быть Богом – обрести самодостаточность и

    плотность «в-себе-бытия». Это изначальное желание человека быть Богом у

    Сартра обречено быть не реализованным. По канве этого провала пишется

    жизненная история – история ошибок и поражений. На онтическом уровне цель

    экзистенциального психоанализа реализуется в реконструкции биографий,

    причем чаще всего биографий поэтов и художников. Объектами

    экзистенциального психоанализа Сартра становятся Жане, Стендаль и даже сам

    Фрейд (Сартр, 2000).

    На последующее развитие практической психологии Сартр оказал гораздо

    меньшее влияние, чем Гуссерль и Хайдеггер. Несмотря на то, что в основе

    концепции экзистенциального психоанализа Сартра лежали идеи не только

    Фрейда, но и Хайдеггера, Сартр по мнению М.Босса, с которым в этом пункте

    можно вполне согласиться, создал нечто противоположное тому пониманию,

    которое вкладывал Хайдеггер в Dasein аналитику и Dasein анализ. Тем не

    менее, близкие Сартру мысли относительно конечных целей экзистенциального

    анализа мы можем обнаружить у Бинсвангера (хотя возможно здесь

    целесообразнее говорить о близости взглядов нежели, о влиянии).

    Опосредованно влияние Сартра можно проследить в работах представителей

    американской гуманистической психологии, в том числе американской ветви

    экзистенциальной психологии (Р.Мэй и др.). Философия Сартра также оказалась

    близкой антипсихиатрическому движению 1960-х гг.

    2. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера. Экзистенциально априорные

    структуры

    Людвиг Бинсвангер родился 13 апреля, 1881, в Кройцленгене, Швейцария в

    семье с богатыми медицинскими, в частности психиатрическими традициями. Он

    учился у Юнга, будучи его ассистентом, а затем у Блейлера, разделяя интерес

    обоих своих учителей к шизофрении. В 1907 г. Юнг познакомил Бинсвангера с

    Фрейдом. Дружба и сотрудничество Бинсвангера с Фрейдом продолжались,

    несмотря на многие разногласия в трактовке метода и целей терапевтической

    практики, до самой кончины последнего. Их переписка насчитывает более 60

    писем. Свою первую крупную работу “Введение в проблемы общей психологии”

    Бинсвангер посвятил Ойгену Блейлеру и Зигмунду Фрейду. В том же 1907г.

    Бинсвангер получает степень доктора медицинских наук Цюрихского

    Университета. В это время он активно изучает работы Дильтея и Гуссерля, все

    больше загораясь идеей понимающей и феноменологической психологии. В 1911

    году Бинсвангер становится главным медицинским директором Санатория в

    Кройцленгене, директорами которого в прошлом были его отец и дед. В 20-х –

    30-х годах прошлого века этот санаторий являлся в некотором роде местом

    встречи феноменологически настроенных кругов в психологии и психиатрии

    (В.Гебзаттель, Р.Кун, E.Минковский, E.Штраус). В работах Бинсвангера этого

    периода также заметно влияние Канта и школы неокантианцев, в частности

    Наторпа, а также феноменологической психопатологии Карла Ясперса.

    Чрезвычайно значимой для Бинсвангера оказалась встреча с вышедшей в 1927г.

    работой Мартина Хайдеггера «Бытие и время», обусловившая впоследствии

    название его метода Dasein анализа (более поздние названия метода:

    «Психиатрический Dasein анализ[5]», анализ экзистенциальных априорных

    структур, антропологический анализ, просто экзистенциальный анализ). В 1956

    г., Binswanger покидает пост главного медицинского директора Санатория в

    Кройцленгене после 45 лет пребывания на этом посту. Бинсвангер продолжал

    активно работать вплоть до своей смерти в 1966.

    2.1. От феноменологической психопатологии к герменевтике Dasein анализа.

    В начале 1920-ых гг. Бинсвангер испытывает все больший интерес к

    М.Хайдеггеру и М.Буберу, все более отдаляясь от психоаналитической

    традиции. Можно с полной уверенностью заявить, что к началу 1930-ых гг. он

    был первым экзистенциальным психиатром. Однако движение в сторону Dasein

    анализа у Бинсвангера наметилось еще до выхода в свет «Бытия и времени»

    Хайдеггера, об этом свидетельствует реферат Ueber Phanomenologie,

    написанный Бинсвангером в 1922г. по просьбе швейцарского

    психоаналитического общества, являвшийся в определенном виде программным

    документом. Здесь Бинсвангер провозглашает программу феноменологической

    психопатологии дифференцируя ее от естественнонаучных, субъективно

    описательных, а также психоаналитических подходов. Несмотря на то, что

    Бинсвангер в это время испытывает явное влияние «Общей психопатологии»

    Карла Ясперса, он идет гораздо дальше последнего в применении

    феноменологического метода для нужд психиатрии. Если для Ясперса

    феноменологический метод – один из многих, то Бинсвангер видит именно за

    ним будущее психопатологии.

    Феноменологическая психопатология Бинсвангера не занимается делением

    аномальных душевных явлений на природные классы, роды и виды, не занимается

    она и простраиванием иерархической системы признаков (естественнонаучный

    подход), вместо этого она пытается проникнуть через поверхность феноменов

    во внутренний мир личности. Основные задачи в развитии феноменологической

    психопатологии Бинсвангеру видятся, прежде всего, в дальнейшем развитии

    самого феноменологического метода, а также в определении соотношений между

    реальным миром пациента и фантастическим. В данной работе (Ueber

    Phaenomenologie, 1922) Бинсвангер утверждает, что феноменологическая

    психопатология принципиально отличается от субъективной описательной

    психопатологии, поскольку главное в феноменологическом методе – это не

    описание предметов, а постижение сущностей. Причем феноменологический метод

    – это не самонаблюдение, а метод познания другого, метод проникновения в

    тайны чужой души. Цель феноменологического метода – постижение личности в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.