МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    Институт Логотерапии и Экзистенциального Анализа в Вене (Institut fuer

    Logotherapie und Existenzanalyse Tuebingen/Wien). Институт был образован в

    1992 и возглавляется Габриелем Весели-Франклом и Элионорой Франкл. К 1995

    году этот институт издал более 131 книги по Логотерапии и экзистенциальному

    анализу. Четыре институциональных образования Логотерапии находится в США:

    в Беркли, Канзас Сити, Чикаго и Гулфпорте. Институты Логотерапии имеются

    также в Германии и Канаде и ряде других стран.

    К сегодняшнему моменту было проведено около десяти всемирных

    конгрессов по Логотерапии. (преимущественно в Америке). Журналы Логотерапии

    издаются в Австрии, Швейцарии, США, ЮАР, Аргентине и Бразилии. Ведущие

    издания: «Международный Журнал Логотерапии и Экзистенциального Анализа

    (Австрия)» и «Журнал Общества Логотерапии в США».

    4.Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле. Учение о духовно-

    экзистенциальной мотивации.

    Альфрид Лэнгле родился в 1951г., имеет докторскую степень по медицине

    и психологии. Ученик Франкла, попытавшийся на базе Логотерапии и

    экзистенциального анализа Франкла, разработать самостоятельный вид

    психотерапии, названный им экзистенциальный анализом. Автор нескольких книг

    и большого числа статей, посвященных теории и практике экзистенциального

    анализа(GLE). Президент Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии в

    Вене. Разработал оригинальную теорию экзистенциальной мотивации. В течении

    последних 20 лет предпринимает активные попытки по институализации метода

    Экзистенциального анализа и его распространению. В настоящее время

    отделения Общества Экзистенциального Анализа и Логотерапии находяться в

    разных странах мира в том числе в России. Создан международный союз

    экзистенциально-аналитической психотерапии (ISEAP). Образовательные центры

    Экзистенциального анализа существуют в таких городах как Берлин, Ганновер,

    Мюнхен, Берн, Цюрих, Вена, Инсбрук, Прага и Москва.

    5.1.Лэнгле и Франкл.

    Лэнгле говорит об экзистенциальном анализе, как об отдельном

    психотерапевтическом методе, который, в отличие от логотерапии Франкла,

    рассматривается именно как самостоятельная терапия, а не просто как

    дополнение к традиционной психотерапии. В этом смысле логотерапия является

    частью экзистенциального анализа:

    Экзистенциальный анализ (и логотерапия как его составная часть) – это

    психотерапевтический метод, осуществляемый преимущественно в вербально

    индуцированном процессе. С точки зрения методик и лежащей в их основе

    картины человека, – это феноменологическая личностная психотерапия, которая

    ставит своей целью помощь личности (духовно и эмоционально) свободно и

    полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и

    актуализировать личную ответственность по отношению к собственной жизни и к

    миру. Экзистенциальный анализ применяется при психосоциальных,

    психосоматических и психически обусловленных эмоциональных и поведенческих

    нарушениях. (Лэнгле, 1999)

    Утверждение Лэнгле, что логотерапия это составная часть

    экзистенциального анализа находится в определенном противоречии с

    высказываниями Франкла о том, что логотерапия и экзистенциальный анализ –

    это в принципе одно и тоже, разные аспекты одной и той же теории. Если для

    Лэнгле экзистенциальный анализ – это анализ особым образом понимаемой

    экзистенции, то для Франкла экзистенциальный анализ – это все те же поиски

    смысла. Причем если мы вспомним, что смысл не изобретается, а находится,

    то понимание экзистенциального анализа Франклом приближается к пониманию

    Dasein анализа Хайдеггером и Боссом. Анализ понимается не в привычном

    смысле как разложение на элементы, а в его древнегреческом значении – как

    освобождение, рождение чего-то нового.

    Сам Лэнгле определяет логотерапию как «специальный раздел

    экзистенциального анализа наиболее близкий Виктору Франклу». Сила

    логотерапии по мнению Лэнгле заключается в том, что она помогает людям

    справиться с тяжелыми неустранимыми жизненными ситуациями такими как

    неизлечимые болезни, потери близких. Основная сфера применения логотерапии

    - профилактическая работа, воспитание и социальная работа. Лэнгле прямо

    заявляет о том, что именно экзистенциальный анализ используется как

    психотерапевтический инструмент, а логотерапия применяется главным образом

    при консультировании и профилактической работе.

    «Таким образом, мы можем сказать, что в экзистенциальном анализе речь

    идет о «нахождении жизни», а в логотерапии об осмысленном проживании жизни»

    (Лэнгле, 1999).

    Очевидно, что Франкл не согласился бы с подобной трактовкой его

    метода (см. главу «Экзистенциальный анализ Франкла»), поскольку вне

    осмысления, а для Франкла это значит вне жизненной задачи (неважно

    осознается она или нет) никакое нахождение жизни невозможно в принципе.

    Именно поэтому Франкл говорит о том, что логотерапия и экзистенциальный

    анализ это одно и тоже, экзистенциальный анализ – это тоже поиски смысла, в

    то время как экзистенциальный анализ Лэнгле – «Это анализ обстоятельств

    жизни как их «прояснение-раскрытие» для выявления ценных для жизни

    возможностей», иными словами анализ экзистенции, что для Франкла вещь также

    не возможная.

    Экзистенция же для Лэнгле есть «наполненная смыслом, воплощаемая

    свободно и ответственно жизнь в создаваемом самим человеком мире, с которым

    он находится в отношениях взаимовлияния/взаимодействия и противоборства»

    (Лэнгле, 1999). Лэнгле также говорит о том, что экзистенция означает

    действительно состоявшуюся, «полную» и «целостную» жизнь. Целостность

    человека Лэнгле понимает вслед за Франклом как неразрывную связь человека с

    миром и с другими людьми. По мнению Лэнгле экзистенциальное измерение жизни

    человека недооценивается другими психотерапевтическими школами.

    Цель экзистенциального анализа как психотерапии по Лэнгле есть

    достижение аффирмации с жизнью, т.е. особого рода согласия со своей жизнью

    (т.е. согласия-подтверждения, согласия-соучастия). Поскольку жизнь всегда

    происходит только в настоящем времени, исходным пунктом экзистенциального

    анализа является «актуальное». Однако в центре анализа находится будущее

    как созидание дальнейшей жизни. Если человек не видит будущего его

    экзистенция заблокирована. Экзистенциальному аналитику важно понять из-за

    чего это происходит. Вслед за Франклом Лэнгле выделяет три основные причины

    таких блокировок:

    1. Груз прошлого заслоняет настоящее. В отличие от психоанализа Фрейда,

    который по словам Лэнгле проводит тотальное «прочесывание прошлого»,

    экзистенциальный анализ сосредотачивает свое внимание только на тех

    моментах прошлого, которые оказывают свое деструктивное влияние на

    настоящее.

    2. Неверные установки человека по отношению к самому себе и плохое знание

    своих возможностей. В этом случае экзистенциальный анализ осуществляет

    последовательную проработку отношений, установок и намерений пациентов.

    Центральными вопросами при этом становятся «Могу ли я доверять

    собственным чувствам?» И «Как я могу узнать чего я хочу?»

    3. Экзистенциальный вакуум. «У людей есть все для того чтобы жить, но у

    них нет того ради, чего жить». Экзистенциальный анализ в этом случае

    использует методы логотерапии Франкла для того, чтобы помочь человеку

    обрести смысл собственного существования.

    Лэнгле «берет» у Франкла его димензиональную онтологию с сопутствующей

    ей конфронтацией духовного и психофизического:

    В этой антропологии существенно восприятие человеком самого себя как

    рулевого на психофизической лодке, с которой он неразрывно связан. Другими

    словами духовно-экзистенциальное измерение человека способно

    полемизировать с его телесно-душевным бытием (Лэнгле, 1999).

    Созвучно Франклу Лэнгле пишет, что именно благодаря этому

    экзистенциально-духовному измерению человек способен каким-то образом

    отнестись к самому себе. Например, психически больной человек в большей

    степени ориентируется на приятное, которое избавляет его от страха и

    напряжения не зависимого от того имеет это смысл или нет. Психически

    здоровый человек большее значение в ситуации придает смыслам. Что может

    быть правильным и иметь смысл несмотря на неприятные переживания. Лэнгле

    это называет экзистэнц-аналитическим принципом желания и реальности. Кроме

    того, Лэнгле практически без изменений принимает у Франкла его учение о

    ценностях, т.е их классификация на ценности созидания (творчества),

    переживания и отношения.

    Однако в подходе к смысловой реальности у Лэнгле с Франклом

    просматриваются значительные расхождения: Лэнгле говорит о том, что

    существует два смысла: онтологический и экзистенциальный. Онтологический не

    связан с человеком и существует сам по себе. Такой смысл изначально имеется

    в вещах. В случае экзистенциального смысла, смысл возникает благодаря

    человеку, который выбирает наилучшее среди возможного. И хотя Лэнгле в

    этом пункте цитирует Франкла, для последнего само разведение

    экзистенциального и онтологического смысла невозможно в принципе, что он

    неоднократно указывал в своей полемике с Сартром (см. главу

    Экзистенциальный анализ Франкла). По Франклу смысл всегда онтологичен, он

    вне, он не изобретается, а находится, обретается человеком. Разведение же

    смысла на экзистенциальный и онтологический позволяет человеку, находить

    смыслы в самом себе, что роднит позицию Лэнгле с Сартром.

    5.2.Учение о духовно-экзистенциальной мотивации.

    Принципиально новым положением А.Лэнгле является его учение об

    экзистенциальной мотивации. Лэнгле утверждает, что человек помимо телесных

    и психических мотивационных сил также движим четырьмя основными духовно-

    экзистенциальными мотивами. Вопрос о смысле своего существования,

    артикулированный Франклом – один из них. Лэнгле выделяет еще три базисных

    экзистенциальных мотива, которые по его мнению предшествуют мотивации

    смысла, «являясь всеохватными и самыми глубокими движущими силами».

    Основные духовно-эмоциональные мотивы это:

    1. Основной вопрос экзистенции: Я есть, но могу ли я быть во всей

    целостности и полноте своего существа? Ответ на этот вопрос Лэнгле

    связывает с такими вопросами как «Есть ли у меня пространство для моего

    бытия?» «Есть ли у меня защита и опора?». Человек чувствует защиту и

    опору тогда, когда он ощущает себя принятым, а это в свою очередь делает

    его самого способным к принятию. Далее Лэнгле говорит об уверенности в

    своем существовании. Что делает его позицию близкой позиции Лэнга

    («Онтологическая защищенность») и Дюркхайма («Онтологическая

    укорененность»). Нарушение этого базисного экзистенциального условия

    приводит к страхам и является почвой для возникновения шизофренической

    симптоматики.

    2. Основной вопрос жизни: Я живу, но удовлетворяет ли меня качество моей

    жизни? Решение этого вопроса Лэнгле связывает с ответом на такие вопросы

    как «Испытываю ли я полноту жизни?», «Есть ли у меня время для ценного?»,

    «Есть ли у меня близкие связи?». Этот вопрос связан с восприятием жизни

    как ценности, в которой человек переживает внимание к себе, близость и

    любовь. Речь идет о том, насколько человек затронут жизнью, нравится ли

    ему жить? При этом базисное чувство своей ценности – выступает

    предпосылкой для способности переживания ценным чего-либо.

    Недостаточность чувства собственной ценности действует психопатологически

    и приводит к депрессии.

    3. Основной духовный вопрос: Имею ли я право быть самим собой? Для того,

    что бы ответить на этот вопрос, согласно Лэнгле, нужно ответить на такие

    вопросы как «Пользуюсь ли я уважением других людей и своим собственным?»

    «Могу ли я признать сам себя?» Предпосылкой к принятию других является

    уверенное разграничение своего собственного и принадлежащего другим.

    Дефицит в проработке этого вопроса приводит к истерии и другим личностным

    нарушениям.

    4. Вопрос о смысле существования. Этот пункт Лэнгле оставляет для

    логотерапии Франкла. У Лэнгле этот решение этого вопроса связано с

    ответом на такие вопросы как «Что нужно сделать для того, чтобы моя жизнь

    была включена в осмысленную целостность?» «С чем большим, чем я сам, я

    себя связываю?», «Для чего я живу?». Переживание смысла облегчает

    человеку достижение согласия с миром, а также нахождение и воплощение

    собственного личностного смысла в каждой конкретной ситуации. Не

    достаточность смысла (по Франклу экзистенциальный вакуум) приводит к

    разного рода патологическим зависимостям.

    Лэнгле говорит о том, что по отношению к поиску экзистенциального

    смысла, эти три предшествующие основные мотивации выполняют роль

    предпосылок, другой предпосылкой является «призыв времени»:

    Как может быть найден смысл? – Современный экзистенциальный анализ так

    отвечает на этот вопрос: человек лишь тогда действительно имеет свободный

    доступ к нахождению смысла ситуации, когда выполнены четыре основных

    условия экзистенции. То есть:

    - когда он может принять ситуацию

    - когда он затронут определенной ценностью – расположен к чему-либо

    - когда он свое поведение ощущает как свое (совесть)

    - когда он ощущает, осознает вызов (призыв) ситуации (это момент для того

    чтобы…)

    (Лэнгле, 1999)

    Можно говорить о том, что для Лэнгле, также как и для А.Маслоу, прежде

    чем думать о смысле жизни, нужно создать некую базу для жизни. Известно,

    что концепция иерархии потребностей Маслоу неоднократно опровергалась

    многочисленными экспериментами. Интересно отметить тот факт, что Маслоу

    часто критикуют именно в опоре на Франкла, в частности на его опыт в

    нацистских лагерях. Поэтому совсем неудивительно, что Франкл не принял

    инноваций Лэнгле, ведь они касались самого сердца его концепции. В подходе

    Лэнгле как бы происходит объективации экзистенции для последующей

    психотерапевтической интервенции. Для Франкла такая объективация в принципе

    не возможна, для него экзистенциальный анализ – это анализ «не экзистенции,

    а анализ с точки зрения духовной экзистенции». Также можно говорить о том,

    что Лэнгле помимо Франкловской воли к смыслу говорит о трех других волях:

    к опоре, к бытию самим собой, к отношениям с другими. Также интересно

    отметить, что все эти три воли у него несут легкий оттенок эгоцентризма

    (см. выше).

    5.3.Экзистенциальный анализ на практике

    Цель экзистенц-аналитической терапии заключается в освобождении

    пациента от фиксаций, искажений, однобокостей и травматизаций, которые

    оказывают существенное влияние на его переживание и поведение.

    Психотерапевтический процесс осуществляется через феноменологический анализ

    его эмоциональной сферы, а также «центра и вместилища переживаний». Кроме

    того, проводится работа с биографией пациента. Очень важную роль в процессе

    психотерапии играет эмпатическое присутствие психотерапевта. На

    заключительном этапе пациент работает над своими личностными установками и

    процессом принятия решений. Задача терапевта достичь такого состояния,

    когда пациент будет открыт тем содержаниям, целям, задачам и ценностям, к

    которым он чувствует свое призвание.

    Методически и экзистенциальный анализ и логотерапия проводятся в форме

    индивидуальных бесед, реже в группах. Терапевты - активные участники

    диалога, в которым они целенаправленно делятся своим пониманием ситуации и

    идеями. Относительно используемых техник работ, некоторые из них Лэнгле

    берет у Франкла, некоторые разрабатывает самостоятельно. Он также говорит о

    том, что терапевт на свое усмотрение вполне может воспользоваться

    техниками из других направлений психотерапии. Экзистенциальный анализ

    применяется при неврозах, психозах, психосоматических нарушениях,

    сексуальных расстройствах, а также традиционно Франкловской проблематике:

    зависимостях, чувстве бессмысленности, жизненных кризисах. Логотерапия

    также может быть использована в педагогике и социально-профилактических

    мероприятиях.

    Лэнгле пытается проводить оценку эффективности своей терапии с помощью

    статистических методов, для этого используется ряд тестов, в том числе

    разработанную им самим шкалу экзистенции и описание отдельных случаев. Он

    приходит к выводу, что для относительно свежих простых нарушений требуется

    около 10 сеансов терапии, хронифицированные неврозы требуют 30-ти дней,

    тяжелые расстройства личности и шизофрения требуют многолетней практики.

    Обычный режим работы – 1 час в неделю.

    Подобно Боссу и Хайдеггеру Лэнгле артикулирует неразрывную связь

    человека с другими людьми и миром. Он призывает лечить человека во всей его

    человеческой целостности, т.е. с учетом его отношений с окружением.

    Душевная болезнь, при этом, понимается как частичная изоляция (нарушение

    диалога и обмена). Такая изоляция может возникнуть вследствие абсолютизации

    частных потребностей человека, например, потребности иметь партнера или

    ребенка. В качестве иллюстрации Лэнгле приводит следующий пример:

    Сорокалетняя одинокая женщина страдает депрессией: «Я когда-нибудь,

    конечно убью себя. Думаю, скоро. Все бесполезно».

    Мы долго говорим об ее отчаянии. При этом на первый план выходит «Все

    бесполезно». Она верит, что только то имеет смысл, что является полезным. –

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.