МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    моделью человеческого существования в целом. «Если угодно, концлагерь был

    ни чем иным как микроскопическим отражением мира людей вообще. Жизнь в

    концлагере раскрыла самые бездонные глубины человеческой души. Должно ли

    нас удивлять, что в этих глубинах мы увидели все человеческое» (Франкл,

    1990, с.154). Франкл говорит о том, что ситуация постоянного стресса, в

    котором пребывали заключенные разводила их на диаметрально противоположные

    полюса: одни из них становились зверями, другие святыми. Интересно отметить

    тот факт, что многие мыслители, также пережившие лагерный опыт, видели в

    этих глубинах в основном только страшное. Например, известно выражение

    Адарно: «После Освенцима нельзя писать стихи», или В.Шаламова: «Все

    обнажается, и это последнее обнажение страшно». Очевидно, можно говорить о

    том, что восприятие даже такой ужасной действительности как

    концентрационный лагерь очень сильно зависит о духовного состояния

    конкретного человека. После смерти Франкла известный американский психолог

    О.Майер сказал о Франкле такие слова: «В. Франкл пытается помочь каждому

    найти то, что придает смысл нашей жизни… И мы не должны забывать, что

    солнце продолжает светить, даже если мы не видим его». Говоря языком Босса,

    Франклу удавалось «высвечивать» самое лучшее в человеческом существе, даже

    в таких не человеческих условиях.

    Франкл пишет о том, что большинство заключенных просто прозябали,

    ведя животный, а иногда даже растительный образ жизни. Однако, у других,

    дух повышался, такие люди воспринимали трудности лагерной жизни как

    испытание своей внутренней силы. И в этих условиях они возвышались до

    поисков смысла в своей жизни. Эти заключенные сохранили способность

    свободно выбирать свою внутреннюю жизнь и свое отношение к другим. Они

    превратили свои трагедии в триумфы.

    Понимание человека, которое открылось Франклу в концлагере (точнее

    сказать, утвердилось, поскольку определенные наметки к будущей концепции у

    него сформировались еще в довоенный период) было экстраполировано им на

    цели и задачи терапии. Базовые понятия концепции Франкла свобода воли,

    смысл жизни и воля к смыслу выражают нечто иное как способность человека

    трансцендировать за пределы наличного существования, сознательно менять

    способы своего бытия-в-мире. Именно благодаря этой трансценденции человек

    становится способным оставаться человеком в самых невыносимых условиях.

    Причем встреча с трансцендентным для Франкла не есть нечто

    абстрактное, он описывает еще один аспект встречи с реальностью

    трансцендентного, который Маслоу, возможно, мог бы охарактеризовать как

    экстремальный опыт, peak experience. (Maslow, 1968). Особенность такого

    рода опыта, который мы также могли бы назвать разновидностью духовного

    опыта (Летуновский, 2002), заключается в том, что он не может быть объяснен

    каузально, исходя исключительно из личности человека. Это предельно

    интенсивное по эмоциональной насыщенности и семантической емкости

    переживание:

    Мы спотыкались в темноте о большие камни и замершие комья грязи, шагая

    по дороге из лагеря. Сопровождающие охранники подгоняли нас криками и

    прикладами винтовок. Заключенные с больными ногами шли, опираясь на плечи

    товарищей. Закрывая рот поднятым воротником, человек, идущий рядом со мной,

    вдруг прошептал: «Если бы наши жены могли видеть нас! Я надеюсь, что им

    лучше в их лагерях, и они не знают, каково приходится нам». Эти слова

    вызвали в моем сознании мысли о моей жене. И когда мы брели, спотыкаясь,

    скользя на обледенелых местах, поддерживая друг друга, ничего больше не

    говоря, мы знали: каждый из нас думал о своей жене. Случайно я посмотрел на

    небо, где начинали тускнеть звезды, и розовый свет зари начал проявляться

    из-за темной кромки облаков. Но в моем сознании по-прежнему сохранялся

    образ жены, видимый с необычайной отчетливостью. Я слышал как она отвечает

    мне, видел ее улыбку, ее нежный и подбадривающий взгляд. Реальное или нет,

    но ее лицо было тогда более ярким, чем начинавшее всходить солнце.

    Меня пронзила мысль: впервые в моей жизни я увидел истину, воспетую

    многими поэтами, провозглашаемую многими мыслителями. Истину, что любовь

    есть окончательная и высшая цель, к которой может стремиться человек. Тогда

    я понял смысл величайшей тайны, которую смогли раскрыть человеческая поэзия

    и человеческая мысль, и вера: спасение человека в любви и через любовь. Я

    понял, как человек, которому ничего не оставалось в этом мире, еще может

    познать блаженство, хотя бы только на крайний миг, в созерцании того, кого

    он любит. В состоянии крайней покинутости, когда человек не может выразить

    себя в позитивном действии, когда его единственным достижением может быть

    лишь то, что он мужественно выдерживает свое страдание, - в таком

    положении человек может в любящем созерцании образа того человека, которого

    он любит, достичь своей духовной исполненности. Потому что впервые в жизни

    я был способен понять смысл слов: «Ангелы теряются в непрерывном созерцании

    твоего великолепия»…

    … Я знал только одну вещь, которую отныне хорошо понимал: любовь

    проникает далеко за пределы физической сущности любимого человека. Она

    находит глубокий смысл в его духовной сущности, в его самости. Присутствует

    ли он реально или нет, жив ли он еще или уже нет, каким-то образом

    утрачивает свое первоначальное значение. Я не знал, жива ли моя жена и не

    имел возможности узнать это (за все время лагерной жизни мы не могли ни

    посылать, ни получать писем), но в данный момент это было не важно. Я не

    испытывал потребности знать это; ничто не могло затронуть мою любовь, мои

    мысли и образ моей любимой. Если бы я тогда узнал, что моя жена погибла, я

    думаю, что я продолжал бы созерцать ее образ, и моя внутренняя беседа с ней

    была бы по-прежнему такой же живой и благодатной. «Приложи меня подобно

    печати к сердцу твоему, любовь также сильна как смерть» (Франкл, 2000 (I);

    с. 141-143).

    В нацистских лагерях погибли практически все родственники Франкла:

    родители, жена и брат. В живых остались только сам Франкл и его сестра.

    4.3. Теоретические основания логотерапии

    По Франклу логотерапия пытается помочь человеку в осознании двух

    фундаментальных вещей: во-первых, того смысла, который ждет от него

    реализации; а во-вторых, его волю к смыслу, которая ждет, чтобы пред ней

    поставили задачу. По мере того как логотерапия добивается и того и другого,

    она при помощи аналитической процедуры добивается осознания пациентом

    ноэтического (духовного) измерения его бытия. В оппозицию Фрейду и Адлеру

    Франкл называет свою новую психотерапевтическую концепцию «Третей Венской

    школой» (Первая соответсвенно – Фрейдовская, вторая – Адлеровская).

    Франкл пишет о том, что логотерапия – это теория, основанная на

    практике, которая базируется на трех фундаментальных понятиях, составляющих

    звенья одной цепи: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. Хотя

    справедливости ради необходимо отметить, что для Франкла логотерапия это,

    не столько теоретический, сколько эмпирический подход, «тот эмпирический

    подход, который со времен Гуссерля носит название феноменологического»

    (Франкл,).

    Те люди, которые серьёзно сомневаются в свободе воли, по мнению

    Франкла, либо безнадёжно поддались философии детерминизма, либо больны

    параноидной шизофренией (Франкл, 2000 (I), в последнем случае индивиду

    кажется, что его воля чем-то скована. Невротик, вспоминая свои прошлые

    неудачи, заключает, что его несчастная судьба оправдывает возможные будущие

    промахи. По Франклу, даже прошлое, составляющее основу человеческой судьбы,

    также может дать толчок развитию человеческой свободы. Учиться на ошибках

    прошлого не поздно и не рано, а всегда «самое время», ответственность за

    свою жизнь не может быть отложена ни на минуту. В противном случае индивид

    становится похожим на пьяницу, которого убеждают не пить. "Теперь уже

    слишком поздно", - оправдывается он. "Но ведь это никогда не поздно!" -

    отвечают ему. "Тогда я обязательно брошу, но как-нибудь потом", -отвечает

    пъяница. Франкл говорит о том, что даже фаталистическая позиция

    произвольна, это свободный выбор.

    Поиск смысла, по Франклу, является первичной движущей силой в его

    жизни, а уж никак не «вторичной рационализацией его инстинктивных

    побуждений (Фрейд). Смысл уникален и специфичен, прежде всего, потому, что

    он должен и может быть реализован конкретным человеком в конкретной

    ситуации. Лишь в этом случае человекможет приобрести значимость,

    удовлетворяющее его собственное стремление к смыслу. Иллюстрирую эту мысль,

    Франкл ссылается на данные статистических исследований во Франции, а также

    те, которые он проводил в своей клинике. Согласно данным, которые он

    приводит около 90% опрошенных заявили, что человеку всегда нужно что-то

    такое ради чего стоит жить, а около 60% согласились, что в их жизни есть

    что-то или кто-то, ради чего или кого, они согласились бы умереть. (Франкл,

    2000 (I), с.186 – 188).

    Относительно смыла жизни Франкл говорит о том, важен скорее не смысл

    жизни вообще, а специфический смыл жизни личности в конкретный момент

    (Франкл, 2000 (I), с.195). Вопрос о смысле жизни вообще Франкл сравнивает с

    вопросом чемпиону мира по шахматам «Скажите, учитель, какой самый хороший

    ход в мире?». У каждого человека собственное призвание в жизни, каждый

    должен иметь задачу, которая требует разрешения. В конечном счете человек

    не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, скорее он сам – тот, кого

    спрашивают. Живущему в мире человеку сама жизнь задает вопросы, и он сможет

    дать ей ответ только в том случае, если берет на себя ответственность за

    каждый свой шаг в жизни.

    Смысл и ценности

    Содержательную характеристику смысла Франкл дает через представление о

    ценностях, которые представляют у него что-то вроде смысловых универсалий,

    кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций в ходе

    исторического развития человечества. В теории ценностей Франкла ощущается

    влияние Николая Гартмана и Макса Шелера. Франкл настаивает на

    самостоятельном независимом от человека существовании ценностей. "Как

    только я постигаю какую-либо ценность, я автоматически осознаю, что эта

    ценность существует сама по себе, независимо от того, принимаю я её или

    нет" (Франкл, 2000 (III)).

    Франкл говорит о том, что найти смысл – это еще только полдела,

    необходимо еще его осуществить. Человек несет ответственность за

    осуществление своих смыслов. На практике же проявление человеческой

    ответсвенности выражается в следовании конкретным ценностям. В свою очередь

    каждая конкретная ценность находит свое выражение в решении уникальных

    ежедневных задач. В каждой конкретной ситуации существует лишь один

    правильный выбор, соотносимый с конкретной ценностью. В тоже время,

    поведение конкретного индивида в конкретной ситуации может быть

    детерминировано ориентацией на разные ценностные группы, поэтому если та

    или иная конкретная задача не может быть выполнена именно сейчас, он должен

    уметь переключать свое внимание на реализацию новых задач. Не обходима

    своего рода «духовная гибкость», чтобы направлять свои усилия в

    соответствие со своими возможностями.

    В качестве примера духовной гибкости Франкл приводит трагическую

    историю болезни одного молодого человека с неоперабельной опухолью спинного

    мозга. Вследствие болезни он был вынужден оставить свою работу, но и на

    больничной койке для него ещё были доступны ценности, наполнявшие его жизнь

    смыслом, он слушал музыку по радио, подбадривал и утешал других больных,

    читал им книги. Однако наступил момент, когда он оказался уже не в

    состоянии выдерживать звук в динамике, а парализованные руки не могли

    держать книги. Единственное, что ему осталось - это своим поведением

    служить примером для других больных. За сутки до смерти, время которой он

    предвидел, он узнал, что дежурному врачу было предписано ночью сделать ему

    укол морфия. Он попросил перенести укол на другое время, чтобы врач мог не

    прерывать своего ночного отдыха.

    Франкл классифицирует ценности следующим образом:

    1. То, что мы даем жизни. Это ценности творчества, которые "реализуются в

    продуктивных творческих действиях", причём насколько это действия малы

    или велики в человеческих глазах не имеет принципиального значения.

    2. То, что мы берем от мира. Это так называемые ценности переживания:

    "чувствительность к явлениям окружающего мира - например, благоговение

    перед красотой природы или произведений искусства".

    3. Позиции, которые мы занимаем по отношению к конкретным событиям или

    ценности отношения. Здесь речь идет в основном о реакции человека на

    ограничение его возможностей, "отношение человека к судьбе, выпавшей на

    его долю" (Франкл, 1990, с. 174, 301-302).

    В концепции Франкла ведущая роль принадлежит ценностям творчества,

    основным путем реализации которых является труд. (Франкл, 1990, с.233).

    Смысл труда заключается не столько в том, что делает человек согласно своих

    должностных обязанностей, сколько в том, в чем он их превосходит, реализуя

    тем самым свое личностное начало. В ценностях переживания ведущую роль у

    Франкла занимает любовь, как взаимоотношение на уровне ноологического,

    духовного измерения, переживание другого человека в его неповторимости и

    уникальности, познание его глубинной сущности. К ценностям отношения

    человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти

    обстоятельств, которые он не в силах изменить. Франкл говорит о том, что

    при любых обстоятельствах человек способен занять определенную осмысленную

    позицию по отношению к своему страданию, тем самым, придав ему глубокий

    жизненный смысл. "Как только список категорий ценностей пополняется

    ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование

    по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна

    смысла до самого конца - до самого последнего его вздоха". (Франкл, 1990,

    с. 175) И, хотя, вследствие ограничения возможностей, существование

    индивида может показаться скудным, но в действительности то, как он несёт

    свой крест, мужество, проявляемое в страданиях, достоинство перед лицом

    обречённости определяют его меру состоятельности как человека.

    Миссия человека и Сверхсмысл

    Франкл пишет о том, что для религиозного сознания проблема смысла

    жизни как таковая снимается, поскольку базируется на вере в Провидение. Для

    нерелигиозного сознания, данная проблема более актуальна. Человек есть лишь

    часть большого целого, самым непосредственным образом оказывающего влияние

    на нашу жизнь. Если религиозный человек в своем обращении к этому

    трансцендентному по отношению к нему целому так или иначе взаимодействует

    с ним, черпая из этого взаимодействия свои смыслы, то нерелигиозный человек

    лишен этого взаимодействия и, поэтому гораздо чаще испытывает ощущение

    бессмысленности своей жизни. Лишь в особых состояниях религиозного озарения

    человек становится причастен этому большему, чем он сам целому, которое

    Франкл называет Сверхмиром. Нерелигиозный человек по Франклу немногим

    отличается в данном плане от животного, которому неведомы цели своего

    приручения. Поэтому относительно него говорить о "Сверхсмысле" можно лишь

    по-Кантовски, утверждая его принципиальную трансцендентность,

    непостижимость.

    Франкл утверждает, что "вера в Сверхсмысл - как в метафизической

    концепции, так и в религиозном смысле провидения - имеет огромное

    психотерапевтическое и психогигиеническое значение", поскольку делает

    индивида "более жизнеспособным". (Франкл, 2000 (I)). С точки зрения

    провидения в мире нет ничего напрасного, ничего не происходит впустую, даже

    если об этом событии никто никогда не узнает, если оно "унесено в могилу".

    "Каждый из нас так или иначе сознаёт, что содержание его жизни где-то

    сохраняется и оберегается".

    Таким образом, для Франкла жизнь человека не может лишиться своей

    ценности ни при каких обстоятельствах. Если пациент больше не может найти

    смысла в своей жизни задача логотерапевта заключается в том, чтобы показать

    ему что он похож на шахматиста, который, не сумев решить задачи, просто

    смахивает фигуры с доски. Но это не решение задачи, а нарушение правил

    игры. "Правилами жизненной игры не предусматривается победа любой ценой,

    однако, эти правила требуют от нас неустанной борьбы". Франкл говорит о

    том, что человеку позволяет переносить страдания, прежде всего,

    убеждённость в том, что перед ним стоит его уникальная задача - "миссия".

    Однако верно и обратное: чем труднее даётся жизнь индивиду, тем, как

    правило, она осмысленнее. Логотерапевт должен помочь пациенту освоить

    активную позицию, перевести его из пассивного, "страдающего" состояния в

    активное, "действующее", тогда трудности его жизни могут быть использованы

    для саморазвития. Франкл не устает подчеркивать, что нет ни одной ситуации

    в жизни, которая бы не могла быть осмыслена и продуктивно использована.

    Рассуждая о смысле жизни, Франкл предлагает совершить Коперниканский

    поворот, который заключается в следующем: не люди должны задавать этот

    вопрос жизни, но сама жизнь адресует его людям. "Не человеку вопрошать об

    этом; более того, ему было бы полезно отдать себе отчёт в том, что именно

    ему (и никому другому) держать ответ перед жизнью; что он вынужден быть

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.