Дипломная работа: Обоснование возможности использования зарубежных методов планирования на белорусских предприятиях (на примере ЗАО "Атлант")
В
дальнейшем должны быть разработаны должностные инструкции данной службы.
Информационные потоки в системе контроллинга
на предприятии. Система информационных потоков
– важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления
часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие воздействия
– это информация особого рода.
Среди типичных недостатков системы информационных
потоков белорусских предприятий следует назвать: дублирование предоставляемой информации;
отсутствие необходимой информации; неоднозначное распределение ответственности за
конкретную работу; несвоевременность предоставления информации, которая может и
не доходить до адресата; после получения информации могут потребоваться уточнения.
Поэтому важной задачей службы контроллинга
становится совершенствование системы информационных потоков, изменение алгоритмов
прохождения документов, автоматизация передачи информации. Система информационных
потоков контроллинга должна органично встраиваться в общую систему информационных
потоков предприятия. Внедрение системы контроллинга содействует перестройке и оптимизации
системы информационных потоков, совершенствованию всего экономического документооборота
предприятия.
В таблице 3.3 отражена взаимосвязь контроллинговых
мероприятий, качества отчетной документации и оперативности получения информации
руководящим звеном корпорации ООО «Атон» (1994-2006 гг.) [19].
Таблица 3.3 – Совершенствование экономического
документооборота корпорации ООО «Атон» (1994-2006 гг.)
Событие |
Качество
отчетной информации |
Оперативность
получения информации |
1994
г. внедрение общих элементов системы контроллинга |
возросло
на 11 % |
увеличилась
на 33 % |
1999
г. закрепление системы контроллинга в качестве постоянной |
возросло
на 35 % |
в
режиме реального времени |
2003
г. использование инновационных разработок зарубежных контроллеров |
осталось
на прежнем уровне (причина - несоответствие технической базы компании применению
новых разработок) |
снизилась
на 1,4 % из-за отсутствия согласованности действий контроллеров при экспериментальном
внедрении новых элементов контроллинга |
2006
г. пересмотр системы контроллинга с учетом особенностей компании |
возросло
на 13 % |
обеспечивается
в режиме реального времени |
Данные таблицы 3.3 показывают, что динамика
основных анализируемых отчетных показателей информации в целом постоянно улучшается
по сравнению с предыдущим периодом в соответствии с тем, насколько эффективно осваиваются
и внедряются более совершенные элементы контроллинга и учитываются при этом специфические
условия функционирования предприятия ООО «Атон».
Перед
службой контроллинга на предприятии стоит задача обеспечения оперативного сбора
и анализа информации по затратам в целях управления. Руководители предприятия –
генеральный директор, финансовый директор, начальники отделов – должны получить
информацию, чтобы в случае наметившихся в работе предприятия отклонений успеть принять
соответствующие меры и скорректировать работу предприятия.
Персонал
и сопротивление переменам. Контроллинг
– новое явление на предприятии, поэтому его внедрение может вызвать сопротивление.
Чтобы преодолеть это сопротивление, быстро добиться первых результатов, а затем
утвердить на предприятии стабильно работающую систему, следует проанализировать
трудности, которые могут возникнуть, их причины и средства, позволяющие им противостоять.
Основные
факторы, определяющие скорость внедрения любого нововведения, а также факторы, помогающие
и мешающие быстрому внедрению контроллинга, перечислены в таблице 3.4 [17].
Таблица
3.4 – Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга на предприятии
Фактор,
влияющий на скорость внедрения |
Преимущества
контроллинга |
Недостатки
контроллинга |
Эффект
от внедрения:
-
экономический;
|
-
Повышение прибыльности и гибкости в краткосрочном и долгосрочном периодах; |
-Несовершенство
существующих методов анализа; |
-
социальный. |
-
Возможность быстрого передвижения по службе вследствие создания службы контроллинга
(повышение статуса). |
-Угроза
статусу групп (бухгалтерии, планового отдела и т.д.) и лиц (начальников соответствующих
отделов). |
Сложность
нововведения |
Простота
моделей. |
Усложнение
по сравнению с традиционными методиками; необходимость дополнительного обучения. |
Наглядность |
Первые
результаты сразу видны руководителю. |
Полный
результат появляется нескоро. |
Преодолеть
болезненное сопротивление внедрению на МЗХ ЗАО «Атлант» можно сделать разными способами
(эти способы лучше всего комбинировать):
− Имитация. Стремление
к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с целевой
группой («все передовые зарубежные и российские предприятия внедряют контроллинг,
мы тоже внедряем, следовательно, мы – передовые»), попыткой поднять свой статус.
Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит уделить
особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих
контроллинг в своей каждодневной работе.
− Мастерство. Работники,
получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков,
к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому,
особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать
на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.
− Поддержание статуса.
Один из способов достичь высокого статуса – обладать знаниями, которые важны для
всех. Знание методов контроллинга – великолепная возможность упрочить свой статус.
− Автоматизация. Трудоемкость
обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, в ручной ее обработать
сложно; экономисты цехов (филиалов, складов) сразу требуют автоматизировать их труд,
так как для них работа в системе контроллинга – это большая дополнительная нагрузка
– даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз
в месяц. Если принять решение о сборе фактической информации раз в неделю, то подразделение
физически не успеют обработать и предоставить информацию в службу контроллинга,
которая в свою очередь не будет успевать сводить все данные по предприятию. Поэтому
если автоматизируется обработка проводок и сальдо по счетам, или начисление амортизации,
или расчет заработной платы, точно также целесообразно автоматизировать и контроллинговую
работу.
Отдел
автоматизации занимается разработкой программ, их отладкой, выявлением ошибок в
покупных программах, установкой компьютеров на рабочих местах, а служба контроллинга
может заниматься постановкой задачи, чтобы не потерять главную цель автоматизации
– повышение эффективности работы финансово-экономических служб.
Об
эффективности внедрения контроллинга при принятии управленческих решений свидетельствуют
данные, приведенные в таблице 3.5 [20].
Таблица
3.5 – Эффект от внедрения контроллинга при принятии управленческого решения (данные
на ноябрь 2006 г.)
Наименование
предприятия |
Повышение
эффективности принятого решения, % |
Повышение
производительности труда управленческих кадров, % |
АФК
«Система» |
11 |
12,6 |
ОАО
«Силовые машины» |
16,2 |
16 |
РАО
«ЕЭС» |
15 |
14,3 |
ОАО
«Бишкекский машиностроительный завод» |
13,2 |
9,6 |
ЗАО
«СУИ холдинг» |
18,9 |
14,5 |
ЗАО
«Система Галс» |
15,9 |
12,2 |
Эти
данные свидетельствуют, что контроллинг позволяет на 10-19 % увеличить результативность
принимаемых управленческих решений, практическая реализация которых обеспечивает
рост производительности труда управляющих примерно в таких же пределах.
Контроллинг
в качестве инструмента управления используют во всех развитых странах мира.
При
этом в полной мере учитываются правовые, экономические, социальные условия стран,
что отражено в таблице 3.6 [21].
Таблица
3.6 – Изменение эффекта в управлении и производстве в связи с внедрением контроллинга
(2003-2006 гг.)
Наименование
компании |
Увеличение
эффективности управления в связи с использованием контроллинговых технологий в
процессе управления, % |
Увеличение
эффективности производственного процесса в связи с применением инновационных достижений
в области контроля и контроллинга, % |
Sony |
25,0 |
18,4 |
Samsung |
24,2 |
18,0 |
LG |
18,7 |
25,9 |
Akai |
11,8 |
8,4 |
Kodak |
11,7 |
31,9 |
Nokia |
10,2 |
25,3 |
Mazda |
9,9 |
22,9 |
Siemens |
9,3 |
21,5 |
BP |
9,1 |
19,6 |
Shell |
8,6 |
19,0 |
AIG
Brunswick Capital |
7,2 |
14,9 |
Данные
таблицы 3.6 свидетельствуют, что применение потенциала контроллинга повышает результативность
менеджмента компании, причем основная доля дополнительного эффекта обеспечивается
в сфере производства благодаря инновациям, связанным с внедрением контроллинга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|